В горах Марокко растет кустарник, немного похожий на кактус, — молочай смолоносный (Euphorbia resinifera). И растение это настолько жгучее, что следующие несколько предложений не являются преувеличением. Молочай содержит активный ингредиент резинифератоксин (RTX), и по международной шкале жгучести Сковилла он достигает 16 миллиардов единиц.
Это в 10 тысяч раз жгучей, чем каролинский жнец — самый острый сорт перца чили, и в 4,5 миллиона раз острее, чем знакомый нам перец халапеньо. И, понятное дело, молочай смолоносный нельзя есть. На всякий случай даже не смотрите на него.
Однако в то время, как токсичность растения уложит наповал любого, кто осмелится попробовать его на вкус, резинифератоксин рассматривается как многообещающее средство для обезболивания. Если ввести резинифератоксин в больной сустав, то он убьет нервные окончания, которые сигнализируют о боли. А это означает, что, возможно, в медицине появится новое обезболивающее вместо лекарств из группы опиоидов.
В человеческом теле находится множество различных видов сенсорных нейронов. Благодаря некоторым мы чувствуем даже легкое прикосновение, другие сигнализируют о позиции суставов, а какие-то отвечают только на стимуляцию тканей, как, например, порез или ожог. Резинифератоксин не уничтожает полностью нервные окончания всех этих нейоронов, как ему заблагорассудится. Он связывается с основной молекулой в рецепторе транзитного потенциала по ваниллоиду, который называют TRPV1.
Рецептор TRPV1 обычно отвечает за температуру. Но также он отвечает на ряд молекул под названием pungents, которые включают капсаицин — активный ингредиент в остром перце. Так что, когда мы едим острый перец и чувствуем, будто у нас горит язык, это потому, что капсаицин активирует тот же сенсорный аксон, который заработал бы, если бы ваш язык действительно горел.
Резинифератоксин — аналог капсаицина, только в 500-1000 раз сильнее. Когда резинифератоксин соприкасается с нервной клеткой TRPV1, то открывается ионный канал, куда устремляется огромное количество кальция, что приводит к дезактивации рецептора.
Другие нейроны резинифератоксин при этом не задевает. Так что если вы хотите обезболить больное колено, то нужна инъекция этого вещества непосредственно в колено. Стоит только все равно обезболить больное место перед введением вещества, потому что инъекция будет невероятно болезненной. Через несколько часов боль от укола пройдет, а поврежденный орган потеряет чувствительность к болевым ощущениям.
Исследователи уже испробовали вещество с резинифератоксином на собаках, и его действие оказалось крайне эффективным. Собаки, страдающие от боли в суставах и хромающие от этого, начинали бегать, а действие инъекции длилось до 5 месяцев. Владельцы одной собаки сообщили, что боль не возвращалась 18 месяцев.
Средство также может помочь больным с онкологией, которые порой живут с агонической болью. Сейчас препарат проходит тестирование на людях с раком костей, пишет bigpikcha.ru.
С другой стороны, боль возникает не просто так. Это незаменимый инструмент, который сигнализирует, что с вашим организмом что-то не так. Конечно, мы все хотим избавиться от боли, но если обезболивающее будет настолько эффективно, от этого могут появиться проблемы.
Для людей с болью в колене инъекция направлена на определенную область, остальное же тело продолжает чувствовать боль. В случае с онкологией инъекция в окружающую спинной мозг жидкость может принести долгожданное избавление от боли. Пока вещество вводят пациентам с онкологией, которые перепробовали уже все методы лечения, так что у них ограниченный срок жизни.