Евгений Леонов – замечательный актер театра и кино, народный артист СССР, любимец публики. На тот момент ему было всего 67 лет, и в последние годы он жил в постоянном ожидании преждевременной гибели.
Что заставило жизнерадостного актера испытывать постоянный страх смерти, и что ускорило его уход – далее в обзоре.
Наверное, добродушие, чувство юмора и гостеприимность Евгений Леонов унаследовал от своей матери – она всегда была душой компании, и в их коммуналке, несмотря на тесноту, всегда было много гостей. Позже актер вспоминал: «У меня в семье не было никого, связанного с искусством. Никого. В маме что-то было, когда она рассказывала, мама обаятельная была, седая такая русская женщина, не очень грамотная, но очень какая-то такая добрая по сердцу. Необыкновенная женщина. В нашем доме квартиры не отдельные, а коммунальные, но в наших маленьких комнатах было жующее стадо какое-то. Кто-то где-то спал на полу, всё время люди чай пили. Это родственники, которые к маме тоже тянулись».
Когда Леонов окончил 7-й класс, началась война, во время которой он работал учеником токаря на авиационном заводе и учился в техникуме. Но по-настоящему его интересовали только постановки в самодеятельном театре, и на 3-м курсе он бросил техникум и ушел в Московскую экспериментальную театральную студию.
Поначалу и на театральной сцене, и в кино Евгений Леонов появлялся только в массовке. Популярность пришла к нему только после 35 лет, когда после съемок в «Полосатом рейсе» ему начали доверять яркие центральные комедийные роли. А в театре он блестяще справлялся и с драматическими образами. Но все-таки зрители полюбили его в комедийном амплуа. Во время съемок с ним не раз случались курьезы. Один из них едва не стоил ему кинокарьеры. Во время съемок знаменитого эпизода в ванной в «Полосатом рейсе», когда внезапно появлялся тигр, его герой должен был в испуге убежать. Но актер действительно напугался не на шутку и в чем мать родила выскочил из ванной. Леонов рассказывал: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, поразила министра культуры Екатерину Фурцеву. Потом было много нареканий… Первый советский порнографический фильм. Ну, когда задом мелькаешь – все запоминают тебя».
Отношение Леонова к работе всегда было фанатичным – он выходил на сцену и на съемочную площадку даже с воспалением легких. И однажды это чуть не закончилось трагически. В 1988 г. во время гастролей театра «Ленком» в Германии Евгений Леонов пережил клиническую смерть. У него случился обширный инфаркт, а сразу после операции – еще один. Почти месяц актер провел в коме, и все это время рядом с ним находился сын. Леонов рассказывал: «Он разговаривал с трупом. Я ведь двадцать восемь дней был отключен. Девять дней он сидел, ему врач сказал: ты зови его сюда, назад, если он тебя услышит – вернется. Потому что девятнадцать дней до этого я так и не приходил в сознание. Андрюша мне пел. И на него это так подействовало… Очень нервным стал… Отчего сдало сердце: время пришло дерганое или профессия нервная? Я считаю, человек изнашивается не от творчества – от судьбы. Оттого что постоянно борется за место под солнцем. За право на роль…».
Говорили, что после такого в любой момент сердце снова может не выдержать. Но уже спустя полгода Леонов снова вышел на сцену и продолжил работать без устали. Его часто спрашивали о том, что он чувствовал в тот страшный момент. На все вопросы Леонов отвечал в присущей ему манере, с юмором: «Я на несколько минут заглянул Туда. Надеялся увидеть Раневскую, но не разглядел». Но на самом деле ему было совсем не до шуток. После пережитой клинической смерти его отношение к жизни кардинально изменилось – в первую очередь, он пересмотрел свое отношение к религии, прочитал Библию и часто ее цитировал. Многие отмечали, что после этого Леонов стал более серьезным, замкнутым и сдержанным. А помимо этого, он стал еще фанатичней относиться к работе – к врожденному трудоголизму прибавился неотступный страх смерти. Он не боялся того, что может уйти сам, но очень переживал за свою семью – из-за того, что они без него могут остаться без средств к существованию.
По этим причинам после своего второго рождения Евгений Леонов брался за любую работу и совсем не щадил себя. Он не раз говорил: «Нельзя себя жалеть, вот в чем дело, вот что я наконец понял». Актер пропадал на гастролях, соглашался на любые роли, стал одним из первых советских актеров, снявшихся в рекламе. Страх внезапной смерти с тех пор его не покидал. Возможно, все эти переживания в совокупности с бешеным ритмом жизни и стали косвенной причиной преждевременного ухода Леонова, пишет kulturologia.ru.
29 января 1994 г. Евгений Леонов собирался в театр, где ему предстояло в очередной раз выйти на сцену в образе Тевье-молочника. Внезапно у него оторвался тромб. На этот раз спасти актера не удалось. Никто из тех зрителей, которые пришли в этот вечер на спектакль, узнав о гибели актера, не сдал билет – весь вечер они простояли у театра с зажженными свечами. Евгений Леонов был не просто знаменит – он пользовался невероятной популярностью и любовью миллионов зрителей, для которых его уход стал огромным потрясением.
Драматург Григорий Горин писал: «Многие не верят в смерть Леонова. Смерть актеров вообще стала понятием ирреальным. Если звучит голос, если лицо чуть ли не каждую неделю показывают по телевизору, если фотографии с обложек книг… При чем тогда тут смерть? Лучше всего эту нелепицу отметил мальчик у нас во дворе. Его товарищ сообщил ему услышанное известие: «Винни-Пух умер!» – «Врешь! – спокойно сказал мальчик. – Винни-Пух не умер. Он сегодня вечером идет в гости!».