Мнимые болезни, которые когда-то считались настоящими

Человечество, в своем непрестанном стремлении облегчить страдания, часто присваивало группе симптомов название и принимало ее за заболевание. По большей части, этот подход работал хорошо. Но сегодня, по прошествии времени, мы видим, как много было сделано ошибок.

В истории медицины осталось целое кладбище болезней, которые мы больше не считаем подлинными. Это заставляет нас задумываться не только о прошлом, но и о том, как отнесутся будущие врачи к некоторым из сегодняшних болезней.

Вот несколько давно ушедших в историю диагнозов, которые ваш доктор не впишет в медицинскую справку.

Неврастения

Переутомились на работе? Чувствуете усталость? Раздражительность? Может быть даже, осмелимся спросить, половую слабость? Немногим более века назад вам был бы поставлен диагноз неврастения и, в зависимости от пола, вы получили бы рекомендацию отправиться в поход, чтобы развеяться, либо спрятаться от тревог в темной комнате.

Так, 26-му президенту Соединенных Штатов Теодору Рузвельту врач порекомендовал отправиться на границу, чтобы излечить его нервное заболевание. Что же касается женщин, такой диагноз для них мог означать бесконечные скучные недели в постели, причем даже без возможности почитать книгу.

Это заболевание объяснялось истощением энергии нервной системы в результате чрезмерно напряженного образа жизни, что вдохновило неизвестного острослова придумать для него шутливое название Americanitis. Неврастения была весьма модным недугом, который давал хороший повод чрезмерно утомленным людям исчезнуть на время, сбежав от повседневной суеты.

Примерно с середины прошлого столетия эта болезнь завершила свою историю и стала исчезать из медицинских книг, уступая место новым нервным расстройствам. Так что теперь нам приходится искать другое оправдание, чтобы забросить все дела и отправиться в поход.

Ностальгия

Если вы когда-нибудь вздыхали с тоской по маминой домашней запеканке или стремились всей душой к дому и теплу собственной постели, находясь на чужбине, тогда вы можете понять швейцарских солдат семнадцатого столетия. Их тоска по родине была настолько тяжелой, что, по мнению докторов, она могла даже убить их.

Врач Йоханнес Хофер назвал это состояние «неврологическим заболеванием демонической природы» и дал ему название, которое мы используем по сей день – ностальгия.

В книге девятнадцатого века, написанной французским врачом Жан-Батистом Декюре, есть примеры смертельного исхода ностальгии, один из которых описывает человека, «задохнувшегося от отчаяния при мысли от необходимости покинуть обитель, которую он слишком горячо и преданно любил».

Уже более века это на самом деле мучительное состояние не считается опасным для здоровья. Тем не менее, может быть, стоит позвонить маме. Так, на всякий случай. Она очень скучает по тебе.

Истерия

В древние времена анатомам приходилось очень нелегко. Органы не всегда обнаруживались на своем месте, особенно внутри недавно (или не особенно недавно) умершего человека. Поэтому мы должны простить их за то, что они считали матку, а вообще-то, и большинство других органов, склонными, представьте себе, блуждать по организму.

Со времен Древней Эллады, блуждающая матка, как полагают, вызывает всевозможные малоприятные симптомы у тех, кто страдает этим заболеванием.

Судороги, непроизвольный смех или плач, чувство удушья или чрезмерно эмоциональное поведение – во всех этих недугах обвинялась женские половые органы, которым не сиделось на месте.

Лечение истерии требовало беременности, а симптомы облегчались с помощью приятно пахнущих трав, или, согласно гипотезе одного историка, «стимулирования пароксизмов». Впрочем, эффективность последнего метода была подвергнута серьезным сомнениям.

Теперь, когда мы гораздо больше знаем об анатомии человека, истерия, наконец, ушла в историю. Вместо нее вину за поведение женщин, не оправдывающих социальных ожиданий, возлагают на гормональные отклонения.

Хлороз

В отличие от истерии, хлороз, или «болезнь девственниц», представлял собой состояние, которое больше говорило о женских мечтах и надеждах, чем о природе личных страданий.

На первый взгляд, это расстройство соответствует историческому описанию анемии. Британский врач семнадцатого века Томас Сиденхэм перечислял среди его симптомов плохой цвет лица, головные боли и отсутствие менструации. Его рекомендации состояли в том, чтобы пить воду, богатую железом.

Однако, лечение ранних стадий было связано с рождением ребенка. Другими словами, хлороз возникал тогда, когда молодые женщины не могли забеременеть достаточно быстро. Что же, здесь явно присутствует некоторая закономерность.

Драпетомания

В середине девятнадцатого века американский врач по имени Самюэль Картрайт не мог понять, почему некоторые афроамериканские рабы не горели желанием оставаться рабами. Поэтому он придумал болезнь, чтобы объяснить этот загадочный феномен: драпетомания, от греческого слова «drapetes», которое означает беглый раб. Он признавал, что это заболевание не очень хорошо известно врачам, но владельцам плантаций оно было знакомо и понятно, пишет Mixstuff.ru.

Каким же было «лечение» для рабов, которые убегали от своих хозяев под воздействием этого психического заболевания? Разумеется, физическое наказание и связывание.

Объявление этого состояния болезнью служило довольно подлой цели. Поскольку стремление к свободе считалось заболеванием, упомянутые наказания можно было назвать благим делом, действием в интересах жертвы.

Следует признать, что во многих отношениях наше понимание болезней прошло долгий путь эволюции. Однако, по мере того, как оно продолжает развиваться, полезно иногда вспоминать историю и задаваться вопросом, как мы могли столь сильно ошибаться.