Что общего у Гёте и древнеиндийского поэта Калидасы? Удивительно, но факт – на основе произведений этих столь разных авторов создано либретто одного из самых популярных русских балетов, который с неизменным успехом ставят, начиная с 1877 года. Речь идет о знаменитой «Баядерке» Минкуса, в основу либретто которой легли древнеиндийская драма под названием «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка». В результате получилась впечатляющая история о любви, коварстве, ревности и предательстве, где фигурируют две ослепительные красавицы, нерешительный воин, влюбленный брамин и жестокий раджа. Восточные страсти кипят на сцене, приводя к трагическому финалу. Чарующую музыку к этой непростой истории написал придворный композитор при дирекции Императорских театров Людвиг Минкус, создав свое лучшее и прославившее его произведение, а первую классическую постановку совершил знаменитый балетмейстер императорской труппы Мариус Петипа, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году.
Забавно, что перед премьерой Петипа беспокоился, что зал будет пуст из-за слишком дорогих билетов, на которые руководство петербургского Большого театра накануне сильно подняло цены. Но опасения были напрасны, премьера прошла при полном аншлаге с ошеломляющим успехом. После спектакля зрители еще полчаса стоя аплодировали авторам и исполнителям. В России «Баядерка» практически сразу стала признанной балетной классикой, однако европейская публика долго не могла увидеть балет целиком – на гастролях обычно показывали лишь часть, «балет в балете», а именно танец «Тени», который неизменно вызывал и вызывает восторг у публики. Говоря об этом танце, современные критики отмечают, что в своей хореографии Петипа предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный «белый балет». Но целиком западный зритель увидел «Баядерку» лишь в 1980 году, когда полная версия спектакля была поставлена в Американском театре балета в Нью-Йорке.
И вот, наконец-то и в Израиле, «Баядерка» будет впервые представлена в полной сценической постановке — при участии солистов Большого театра примы-балерины Анны Никулиной и премьера Владислава Лантратова, а также сорока пяти танцовщиков Челябинского Государственного Академического театра Оперы и Балета имени Глинки.
Сложная хореография «Баядерки» требует от исполнителей высочайшего технического и художественного мастерства, поэтому не случайно главные партии исполняют звезды Большого театра. Анна Никулина – талантливая танцовщица, с отличием окончившая Московскую государственную академию хореографии и сразу поступившая в труппу лучшего театра России. Уже в 19 лет Анна впервые станцевала партию Одетты-Одиллии. Сейчас на ее счету уже множество главных партий в самых знаменитых и сложных спектаклях, она принимала участие в проекте Большого театра «Мастерская новой хореографии». Среди ее учителей, под руководством которых она репетировала – Екатерина Максимова, Нина Семизорова, Людмила Семеняка.
Ее партнер — заслуженный артист России Владислав Лантратов. За исполнение партии Солора в «Баядерке», а также Принца в «Щелкунчике» и Онегина в одноименном балете он еще в 2014 году был назван танцовщиком года по версии итальянского журнала DANZA & DANZA .В следующем году он стал лучшим танцовщиком уже по версии немецкого журнала Tanz. А в этом – 2018 году – он получил престижнейший приз «Бенуа де ла данс» за исполнение партии Рудольфа Нуреева в нашумевшем балете «Нуреев». И это далеко не полный список наград этого выдающегося танцовщика.
Впрочем, звездный состав «Баядерки» не случаен – за более чем столетнюю историю балета его танцевали многие легендарные русские исполнители. Так, например, Анна Павлова танцевала главную партию в «Баядерке», начиная с 1902 года. Говорят, что именно эта роль и открыла великую балерину миру.
И конечно нельзя не сказать о Челябинском Государственном Академическом театре Оперы и Балета. Не только израильтяне, но и многие россияне ничего не знают об этом театре, между тем он активно развивается и сотрудничает со многими мировыми звездами, и это не случайно. Художественный руководитель Челябинского театра, народный артист России Юрий Викторович Клевцов с 1988 по 2009 год был премьером Большого театра России, гастролировал и танцевал во многих странах мира и на всех известных площадках. Там же в Большом он начинал и карьеру балетмейстера. С его приходом в Челябинский театр Оперы и Балета наладилось постоянное сотрудничество с Большим театром России. И в результате израильтяне получат возможность увидеть знаменитый русский балет в исполнении профессионалов самого высокого уровня: в Израиль прилетят 45 танцовщиков этого театра.
Увлекательный сюжет, прекрасная музыка, чудесные декорации, гениальная разработка хореографа и звездный состав исполнителей – что еще нужно для счастья? Осталось только купить билет…
*****
22 ноября, 2018, четверг, Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 20:30
23 ноября, 2018, пятница, Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 13.00
25 ноября, 2018, воскресенье, Хайфа, «Аудиториум», 20:30
26 ноября, 2018, понедельник, Беэр-Шева, Центр сценических искусств, 20:30
27 ноября 2018, вторник, Иерусалим, «Театрон Иерушалим», зал «Шеровер», 20:30
Заказ билетов: «Браво» (*3221), «Eventim» (*9066).
Стоимость билетов: 185 – 305 шекелей.
Продюсер: Роман Рабинович. Фотографии предоставлены организаторами гастролей