Так уж повелось в мире, что люди встречаются, влюбляются и создают семьи. Женятся, выходят замуж, регистрируют свои отношения, устраивают по этому поводу праздник для себя, друзей и близких.
В Израиле большинство браков заключается через раввинат. Для придерживающихся ортодоксальной формы иудаизма это – единственно приемлемый путь, ведь браки заключаются на небесах при посредничестве раввината и регистрируются в МВД Израиля.
Но не все считают раввинат эксклюзивным представителем небес и не все знают, что он – не единственный способ оформить свои супружеские отношения в Израиле. Ведь брак – это не только любовь небесная, но и жизнь земная с взаимной ответственностью, правами и обязанностями.
Какие же права есть у людей, которые решили юридически закрепить свои отношения, не прибегая к услугам Главного раввината, или категорически отказались от формального оформления отношений?
За консультацией мы обратились к адвокату Илане Лайтман – юридическому консультанту проекта «Супруги.il», специалисту по семейному праву и вопросам статуса в МВД Израиля.
«В Израиле существуют несколько уникальных систем урегулирования отношений, помимо заключения брака в раввинате:
А. совместное проживание без заключения формального брака — брак де-факто, на иврите звучит как «ядуим бе-цибур»;
Б. гражданский брак, заключенный за границей – регистрируется официально в МВД Израиля при некоторых условиях, часто включает в себя церемонию и брачный контракт;
В. гражданский брак, заключенный в Израиле – на иврите называется «брит зугиют» или «нисуин эзрахиим» и сопровождается брачным контрактом, регистрацией («миршам зугиют») при некоторых условиях (но не в МВД). Часто подобный брак символически сопровождается удостоверением («теудат зугиют») и церемонией («текес нисуин»), которые проводят различные общественные деятели, знаменитости или умеренные прогрессивные раввины.
Институт гражданского брака — «брит зугиют» отвечает потребностям пар, в которых оба партнера или «не имеют религиозной принадлежности» («хасрей дат») или не заинтересованы в урегулировании отношений через государственные структуры. «Не имеющий религиозной принадлежности» в данном случае – это человек, не являющийся евреем (согласно Галахе), друзом, мусульманином или христианином. Кроме того, оба супруга обязаны быть жителями Израиля.
Между данными формами оформления отношений существует несколько коренных различий с правовой точки зрения.
Важно подчеркнуть, что все они, несомненно, облегчают процесс доказательства намерения жить вместе («кавана ле хаим мешутафим») в случае развода. Если стороны попадают в раввинат, то не факт, что они получат развод («гет»), так как для этого требуются конкретные условия в соответствии с нормами иудаизма (по Галахе). Естественно речь идет о случае, когда оба партнера – евреи по маме (по Галахе).
В случае совместного проживания («ядуим бе-цибур») наиболее сложно доказать намерение жить вместе. Единственное, что может помочь доказать это намерение — общие дети или прописанный контракт о совместной жизни.
В случае гражданского брака («брит зугиют»), в отличие от сожительства, при разводе нет нужды доказывать намерение жить вместе, так как сам акт является ярким выражением желания сторон быть вместе. Кроме того, на правовом уровне на сегодняшний день «брит зугиют» позволяет получить ссуду на квартиру («машканту»), что не позволяет институт «ядуим бе цибур».
Институт брака де-факто («ядуим бе-цибур») доступен всем парам, включая партнеров одного пола. В отличие от официального брака или гражданского союза, получение статуса семейного союза де-факто не требует активных действий со стороны пары, для этого достаточно самого наличия совместной жизни. Вопрос о том, живет ли пара в браке де-факто или нет, довольно сложен и часто зависит от контекста, в котором он затронут (к примеру, когда его признают оба супруга, данный статус устанавливается гораздо легче, чем в тех случаях, когда на него претендует только одна из сторон, другая же это отрицает). Как правило, установление статуса брака де-факто зависит от двух факторов: совместной жизни и общего хозяйства. Тут существует значительная гибкость, все зависит от обстоятельств и от контекста. Порой суд признает наличие брака де-факто, даже когда пара не отвечает двум этим условиям или даже не проживает вместе (например, если у них нет общего хозяйства, потому что они скрывают свою ориентацию, из-за особенностей работы супругов и т.п.).
Одно из дополнительных различий, связанное с брачным статусом, существует в сфере воссоединения семей и иммиграции. Мужчина или женщина, сочетавшиеся браком с израильтянином или израильтянкой, имеют право на гражданство Израиля по прошествии пяти лет, в то время как партнер, находящийся в «браке де-факто», может стать лишь постоянным резидентом («тошав кева»), и этот процесс занимает семь лет.
Кроме того, израильтяне, партнеры которых являются резидентами стран, определенных как «враждебные государства», или жителями Палестинской автономии, вообще не обладают правом воспользоваться процедурой воссоединения семьи.
Брачный статус имеет значение и в сфере усыновления, так как предпочтение здесь отдается парам, которые официально женаты.
Институт брака де-факто в Израиле очень развит и считается одним из наиболее прогрессивных с правовой точки зрения в мире, так как на практике он даёт супругам многие из прав обычных пар в таких учреждениях, как банки, муниципалитеты, детские сады, и в системе национального страхования. А также налагает на них практически такие же обязательства при разводе, особенно когда в семье есть дети.
Верховный суд признает брак де-факто даже в случае свободных отношений, но зачастую к таким парам предъявляется больше бюрократических требований».
Консультацию предоставила адвокат Илана Лайтман — медиатор, зам. главы центрального округа коллегии адвокатов Израиля и глава частной адвокатской конторы в Тель-Авиве; специалист по семейному праву и по вопросам статуса в МВД Израиля.
Совсем недавно общественная организация «Атид бе-мидбар» начала проект Супруги.il, который поможет израильтянам узнать обо всех доступных им вариантах заключения брака. Этот проект – не коммерческий, а просветительский. В его рамках будут проводиться лекции, встречи, семинары и праздники, где докладчики и консультанты расскажут обо всем необходимом для создания семьи.
Общественная организация «Атид бе-мидбар» существует уже более 25 лет, на протяжении которых она занимается образовательными и просветительными проектами, продвигает программы для русскоговорящих израильтян, повышает их осведомленность об истории и современности нашей страны.
Дополнительную информацию и ответы на вопросы можно найти на сайте проекта http://projects.partisan.co.il/suprugi-il/ и на страничке проекта на «Фейсбуке» https://www.facebook.com/suprugi.il/
Фото: loco group, Женя Лимперский, фотохудожник