Джек Николсон — непревзойденный лицедей, чья дюжина номинаций на «Оскар» имеет все шансы остаться вечным голливудским рекордом.
Бунтовщики и маргиналы в его исполнении – недосягаемы, злодеи и ненормальные — незабываемы, а демоны – почти реальны.
Вспоминаем десятку лучших ролей Джека Николсона.
«БЕСПЕЧНЫЙ ЕЗДОК», 1969
Актерским прорывом Николсона принято считать его посильный вклад в роуд-муви Денниса Хоппера — одно из тотемных достижений «Нового Голливуда» и контркультуры 1960-х. Небольшая, но запоминающаяся роль Джорджа Хэнсона —- параноика, алкоголика и юриста — принесла Джеку его первую номинацию на «Оскар».
«ПЯТЬ ЛЕГКИХ ПЬЕС», 1970
Вторая оскаровская номинация Николсона последовала годом позже — за роль бунтаря с тысячей причин, ставшую черновиком прославившего его образа голливудского антигероя нового образца. Со сцены, в которой герой Джека заказывает тост, обречена начинаться любая ретроспективная нарезка его главных актерских побед.
«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1974
Еще один канонический перформанс Николсон выдал в лучшем из фильмов своего близкого друга Романа Полански — виртуозно написанном, снятом и сыгранном неонуаре о мучительно раскрывающем странную и страшную тайну частном детективе. В числе прочего, «Китайский квартал» впервые продемонстрировал, что переигрывать Джек умеет не хуже, чем играть.
«ПРОФЕССИЯ: РЕПОРТЕР», 1975
Одним из самых недооцененных фильмов в послужном списке Николсона (а, может, и во всем кинематографе 1970-х) остается эта медитативная драма Микеланджело Антониони — знаменитая своим предпоследним кадром история о работающем в Сахаре телевизионном журналисте, который присваивает себе паспортные данные внезапно умершего случайного знакомого.
«ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ, 1975
Хрестоматийная, орденоносная и, чего уж там, лучшая роль Джека, представшего здесь во всей своей архетипической красе и освоившего драматический диапазон от безумного, злого и смешного до великого лучше, чем кто-либо до или после него. Гениальный фильм Милоша Формана выиграл пять главных «Оскаров» — включая статуэтку лучшему актеру для Николсона.
«СИЯНИЕ», 1980
А вот и Джонни: роль в хорроре Стэнли Кубрика остается визитной карточкой актера, играющего американского психопата на века с энтузиазмом, который то веселит, то пугает, но в любом случае врезается в память. Автор литературного первоисточника Стивен Кинг, как известно, видел в роли Джека Торранса кого-нибудь попроще — но это чтобы классикой считался только его роман, не иначе.
«ЯЗЫК НЕЖНОСТИ», 1983
Второй «Оскар» Николсону принесла роль любвеобильного экс-астронавта в душещипательной мелодраме Джеймса Л. Брукса. Бодро и безропотно играющий вторую скрипку (в фокусе «Языка нежности» — отношения дочки и матери в исполнении Дебры Уингер и Ширли МакЛейн), Джек — MVP награжденного еще и самым главным «Оскаром» фильма.
«БЭТМЕН», 1989
Николсон как-то признался, что он «особенно горд» своим перформансом в «Бэтмене» Тима Бертона, и хотя четверть века спустя эталонным считается Джокер в интерпретации Хита Леджера, работа Николсона была ничуть не менее изощренной и впечатляющей. Подавляющему большинству теперешних комиксовых злодеев до него, во всяком случае, как до Луны.
«НЕСКОЛЬКО ХОРОШИХ ПАРНЕЙ», 1992
Николсон — один из немногих актеров, способных украсть более или менее любой фильм из-под носа его звезды, сыграв при этом в двух или трех сценах. Самый яркий пример — заработавшая Джеку юбилейную, десятую оскаровскую номинацию роль сурового полковника, который скорее пойдет под трибунал, чем будет выслушивать критику молокососов вроде Тома Круза, пишет ELLE.
«ОТСТУПНИКИ», 2006
Выиграв третий «Оскар» (за еще одну коллаборацию с Бруксом — ромком «Лучше не бывает») и наиграв на рекордную 12-ю номинацию в трагикомедии «О Шмидте», своей последней выдающейся ролью — колоритного криминального босса Фрэнка Костелло — Николсон одарил Мартина Скорсезе (в свою очередь награжденного за «Отступников» долгожданным «Оскаром» лучшему режиссеру).