Евреи и арабы: спасая друг друга

 

 

Две недели назад в медицинском центре «Сорока» арабка Аншрах получила почку еврейки Ципорен, а в то же время в больнице «Бейнлинсон» проходила пересадка почки араба Анвара еврейке Леване. И это не случайное совпадение, а спланированная и тщательно подготовленная процедура, которую принято называть «пересадка почек по цепочке».

42-летняя Ципорен Леви из Ришон ле-Циона собиралась пожертвовать почку своей маме – 62-летней Леване. А 28-летний Анвар из негевского поселка Тель-Шева хотел сделать то же самое для своей матери Аншрах. Но анализы на совместимость показали, что это невозможно: органы детей не подошли их самым близким родственницам.

«Я слышала много историй о людях, которые годами ждут пересадки, и после того как стало ясно, что я не могу пожертвовать маме почку, нам оставалось только надеяться, что в ее случае это не займет много времени, — рассказала Ципорен корреспонденту сайта ynet. – А когда мне позвонили из Центра трансплантологии и сообщили о возможности сделать пересадку по цепочке, я была очень взволнована. Я сказала, что это прекрасно! Я отдам свою почку матери этого парня, а он свою – моей, ведь спасение человека – важнее всего. День, когда после всех проверок нам назначили дату операции, стал самым счастливым в моей жизни».

Из-за катастрофической нехватки донорских почек врачам приходится искать нестандартные решения, одним из которых стал обмен почками живых доноров – та самая «пересадка по цепочке». У нуждающихся в трансплантации почек часто есть родственники, готовые пожертвовать орган, но не всегда они подходят по комплексу гистосовместимости. И тогда медики могут подобрать для них донора и реципиента из числа людей, оказавшихся в такой же ситуации.

По словам профессора Эйтана Мора, зав. отделением трансплантологии в больнице «Бейлинсон», это помогает значительно сократить время ожидания пересадки. «Каждому, кто нуждается в пересадке почки, мы предлагаем привести донора, — говорит профессор Мор, – пусть даже не подходящего ему по медицинским параметрам. Это не страшно, ведь наша программа трансплантации по цепочке позволяет создавать новые пары донор-реципиент».

«Очередь на пересадку почек насчитывает сотни человек, — подтверждает его заместитель, доктор Авитар Нешер, — а доноров в Израиле совсем немного. Мы находимся в конце списка по числу посмертных пожертвований органов. Если в Испании на каждую 1000 скончавшихся приходится 32 пожертвования, а в США – 24, то в Израиле всего лишь 8-10. Поэтому нам приходится искать новые пути».

А профессор Соли Мизрах, зав. хирургическим отделением «алеф»  больницы «Сорока», рассказал, что количество пожертвований почек от живых доноров в последние годы очень выросло: «Это вызвано как повышением осведомленности населения о важности донорства органов, так и развитием лапароскопических хирургических техник проведения трансплантаций».

По закону, пересадки почек по цепочке в нашей стране производятся одновременно, чтобы ни у кого из доноров не было возможности «передумать», как это случается в США. Поэтому ровно в 10:30 утра в операционных больниц «Сорока» и «Бейлинсон» хирурги извлекли почки у Ципорен и Анвара и в считанные минуты передали органы бригадам врачей, готовых выполнить их трансплантацию Аншрах и Леване. А примерно через два часа донорские почки уже начали выполнять свои функции в новом «месте работы».

Эйнад, отец Анвара и муж Аншраф, сказал, что его сын «ни секунды не колебался в желании пожертвовать почку. В семье есть еще дети, и каждый из них был готов на это, но честь спасения матери была отдана первенцу. Его поступок должен стать примером».

Узнать больше о трансплантации органов и оформить карту донора «Ади» можно здесь http://adi-card.org/