«Шанс – он выпадает только раз» — гласит народная мудрость. Но бывает и иначе.
Героине нашей сегодняшней истории Татьяне (имя вымышленное, настоящие данные хранятся в редакции) выпал второй шанс получить жизнь в подарок, когда ее собственные органы отказали.
Татьяна репатриировалась в Израиль в 1996 году из Крыма по программе «Первый дом на Родине» в ульпан-киббуц. Тут уже жил ее сын, приехавший раньше по программе «Наале». Татьяна — учитель-физик по профессии — планировала и тут заниматься любимым делом. Но к тому времени как она окончила все ульпаны и курсы, жизнь рассудила иначе – у женщины нашли онкологическое заболевание, за этим последовала операция и тяжелый курс лучевой и химиотерапии. А когда опасная болезнь и осложнения от жесткой терапии уже были побеждены, последовал новый удар – дремавший в крови вирус гепатита С в ослабленном организме развился в тяжелый гепатит, переросший в цирроз печени. Как известно, этот вид цирроза крайне сложно остановить. И единственным спасением для Татьяны была трансплантация печени. Необходим был донорский орган.
«Сколько ждать?» – спросила Татьяна у врачей и получила неутешительный ответ, что возможно и год, и два, и три – и вообще, Татьяне нужна печень с особо редкими параметрами, и неизвестно, найдется ли такая. Оставалось надеяться на чудо.
И вдруг через две недели раздался звонок из больницы: есть донорская печень и надо срочно ложиться на операцию.
— Я простой человек, — рассказывает Татьяна, — не было у меня ни денег, ни связей, да и не помогло бы в Израиле такое. Местная трансплантология руководствуется только медицинскими показаниями, необходимости в пересадке и совместимостью появившегося органа. Я настроилась на долгое ожидание. И вдруг такая новость! От неожиданности я даже не хотела ехать, тем более что чувствовала себя в тот момент неплохо. Но дети уговорили, в больнице врачи помогли успокоиться, и уже утром меня положили на операционный стол. Операция прошла успешно и вскоре мои родные были возле меня, разделяя общую радость.
— Вы знали, от кого вы получили печень?
— Я знаю только, что это была погибшая в автокатастрофе девятнадцатилетняя девушка-солдатка. И пусть я так и не смогла познакомиться с ее семьей, хотя мне этого очень хотелось, я благодарна им за согласие на пересадку. За жизнь, которую они мне подарили вместе с врачами.
Мне даже кажется, что вместе с печенью погибшей девочки я получила и нечто большее от нее, во всяком случае, и характер, и взгляды на жизнь у меня после операции в чем-то изменились.
«Вы, знаете, что вас ждет теперь очень тяжелая жизнь?», — сказала мне медсестра в больнице.
«Главное, что жизнь», — ответила я ей. Моя дочь тогда только призвалась в армию, сын отслужил и поступил в Беэр-Шевский университет, мы, собственно, из-за университета и поехали жить в столицу Негева после ульпана. Мне хотелось им помочь, жить для них, увидеть внуков.
Каждую неделю я сдавала анализы, и вдруг через год узнала страшную новость – началось отторжение пересаженного органа и вместе с тем вторичное заражение вирусом гепатита С новой печени – он ведь не исчез из крови, а в то время еще не было существующих сегодня лекарств, способных победить эту болезнь.
И снова – тяжелая терапия, потеря надежды и сильное желание жить. Спасибо нашим врачам: они во второй раз вернули меня к жизни.
— Скажите, вы знаете о карточке донора «Ади»?
— Конечно, знаю. У моих детей есть такая. По моему мнению, это крайне важно — спасать чужие жизни. Как спасли мне, как спасают других. Я так мечтала увидеть своих внуков – и дождалась. Кстати, моего первого внука мы назвали в честь заведующего отделением, в котором мне сделали пересадку.
— И как сейчас ваше здоровье?
— Куда лучше, чем можно было бы опасаться. Каждые три месяца я прохожу обследования и, конечно, постоянно принимаю препараты против отторжения органа. Но если вначале дозы были огромные, и это сильно снижало иммунитет, то теперь дозы крайне маленькие.
А 5 сентября мы будем праздновать мой второй День рождения – 16 лет, как мне подарили вторую жизнь. И я знаю людей, которые уже по 20 лет живут после пересадки. Нормальной, полноценной жизнью.
— Что бы вы сказали семье, которая прямо сейчас стоит перед дилеммой — пожертвовать ли органы своего умершего близкого для пересадки или нет?
— Могу сказать только одно – обязательно надо соглашаться. Как можно не спасти жизнь, если ее можно спасти? Подарите жизнь кому-то, как подарили ее мне – и добро к вам вернется. Это главное, что я могу сказать всем: стоит спасти жизнь, если можешь. Подписаться ли на карточку, дать ли согласие, даже в столь тяжелый час, когда умер кто-то из ваших близких –это надо сделать непременно. По-другому нельзя.
— Спасибо, Татьяна, и живите до 120 – чтоб не только внуков, но и правнуков еще понянчить!
Беседовал Алексей С. Железнов — Авни
Подпишите карточку «Ади» и предложите это другим — спасите жизни.
Подписаться на карточку Ади — http://adi-card.org