Актриса, жена актера, мама актеров и режиссера

Наверное, впервые на сцене театра Гешер встречаются три члена одной семьи. Режиссер Лена Крейндлина поставила спектакль «Мученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, в главной роли дебютировал Даниэль Демидов. Его родители Саша и Светлана Демидовы тоже участвуют в постановке, и это очень любопытно

Актриса Светлана Демидова рассказала о своих детях, о том, как ощущает себя на сцене в роли мамы собственного сына, насколько их реальные отношения отличаются от сценических, и о 25-летии театра Гешер, в котором они с Сашей работают с первого дня.

Не ходите, дети, в театр

— Все наши мальчики росли за кулисами. Я часто брала их в театр, и они были уверены, что моя гримерная — их собственная комната. Эмануэль, младший, услышав стук в дверь, спрашивал: «Кто к нам пришел?» Дети по много раз смотрели все спектакли, дневали и ночевали в театре, это был воздух, которым они дышали. Но мы с Сашей думали, будет проще, если они займутся какой-то нормальной профессией, чтобы крепко стоять на ногах, чтобы была уверенность в завтрашнем дне. Все-таки быть актером очень тяжело. Это только внешне кажется… Один человек мне сказал: «Классная у вас работа! Покривлялся, люди похлопали, получил деньги. Здорово». Но сколько за этим нервов, крови, здоровья… Мы объясняли сыновьям: это непросто, профессия зависимая, тебя все время должны выбирать. Тебе снова и снова нужно доказывать, что ты хороший актер, и всякий раз все начинать сначала.

Дани правильный человек по природе своей. Мы с ним разговаривали, и он соглашался: «Да, мама, ты права, наверное, мне это не подходит». А вот младший с детства снимал фильмы и теперь учится на кинорежиссера. Дани часто снимался у него, а до этого сыграл в фильме «Маленькие герои» и ездил с ним на множество фестивалей, почувствовал вкус славы. Потом сразу ушел в армию, и все закончилось. После армии Дани раздумывал, куда идти. Он силен в математике, как папа. (Перед ГИТИСом Саша Демидов окончил институт инженеров железнодорожного транспорта).

Мы аккуратно подталкивали Дани в сторону технической профессии. Но в одном фильме, который снял наш средний сын, Даниэль заменил актера, сломавшего руку. И я увидела, какой он настоящий, искренний, правдивый. Я не могла этого скрыть и сказала: «Дани, ты такой замечательный в этом фильме!» Он спросил: «Может быть, мне все-таки стоит стать актером?» Я ответила, что решать он должен сам, что актером нужно становиться только если ты без этого жить не можешь. И Дани поступил в театральную школу Йорама Левинштейна, лучшую в Израиле. Он долго оттягивал свой приход в профессию, а когда момент настал, все пошло по нарастающей. На втором курсе снялся в одной из главных ролей в сериале, на третьем сыграл Калигулу в учебном спектакле. Там, в школе Левинштейна, его и увидела наш режиссер Лена Крейндлина.

Мы уже начали репетировать спектакль «Мученик», на главную роль был назначен другой актер, замечательный мальчик. И вдруг Лена привела Дани. Мы с Сашей были потрясены, мы ничего не подозревали. Оказывается, Дани вызвали в театр, он что-то прочитал, и через несколько дней мы узнали, что играем с ним в одном спектакле. Это было очень странно вначале – сидеть напротив своего ребенка и читать текст роли мамы его героя. А потом стало так комфортно, так классно играть бок о бок с сыном.

Фото: Вика Шуб

Мученик. Фото: Вика Шуб

С одной стороны, мне интересна эта роль как маме, а с другой стороны, я в этот момент не думаю, что рядом на сцене мой собственный сын. Я играю с ним как с партнером. Мы даже не успевали дома обсудить нашу совместную работу – много репетировали, а у Даниэля еще занятия в школе, учебные спектакли. Иногда он засыпал в одежде, обложенный текстами.

Вопросы и ответы

— В «Мученике» мы играем родных людей, которые не понимают друг друга и даже не стараются понять. Мама любит сына, а он ее презирает. Она для него слишком проста – пройденный этап. Сын использует мать в потребительских целях, и все, на этом их общение заканчивается.

Пьеса Мариуса фон Майенбурга очень интересная, молодежная. Она актуальна именно сегодня, в ней много вопросов о современной жизни, о семье, о школе. Это история мальчика, который бросает вызов не только своей матери, но и школе, всему миру. Кажется, что он революционер, отрицающий старые нормы, однако не все так просто. Он читает Библию, постоянно цитирует ее, но постепенно превращается в жуткого монстра. Я думаю, что это не единичный случай. Мы смотрим по телевизору, как очередной подросток вошел в школу и расстрелял учеников и учителей. В основном эти убийцы – дети нормальных родителей. Что же происходит? В пьесе исследуется эта тема: как обычный ребенок становится монстром, который, не задумываясь, убивает других людей. Он переступает грань, за которой пропасть. Мне очень интересно в этом разобраться. И для молодежи, мне кажется, это актуально. Я разговаривала с молодыми зрителями, они сказали, что для них проблемы, затронутые в нашем спектакле, очень интересны, что они обязательно посоветуют своим друзьям посмотреть «Мученика».

Саша в этом спектакле играет учителя религии. Он пытается примирить героя с миром, повести его по другой дороге. Но мальчик растет религиозным экстремистом, фанатиком. Он находит в Библии тексты, которые трактует как человеконенавистнические. Он находит то, что ищет.

Саше тоже нравится работа Даниэля в спектакле, он доволен. Мы знали своего сына, но только с определенной стороны. За два месяца репетиция я открыла в нем столько новых качеств, новых черт характера. Даниэль очень сдержанный, спокойный, но на сцене он… опасный.

Придет ли он после окончания школы в Гешер, я не знаю. Все произошло настолько неожиданно, что мы даже не успеваем об этом подумать. Сейчас я понимаю, что мне было бы очень интересно с ним работать, я бы с удовольствием.

Семья Демидовых

— Мы с Сашей очень любим детей, поэтому так сложилось – в нашей актерской семье родились три мальчика. Все свободное от работы время мы старались и стараемся посвящать детям. И еще мне очень помогла мама. Она прилетела в день рождения моего второго сына Гая, поддержать на первых парах. И осталась на двадцать три года, до сих пор.

В какой-то момент в нашем доме было три подростка в возрасте героя Даниэля в «Мученике». Это сложно, но мы старались справиться. Во-первых, многое держалось на авторитете папы. Во-вторых, мы всегда пытались услышать их, а они нас. В этом возрасте для детей главными становятся не родители, которые отходят на второй план, а друзья. Мы поддерживали мальчиков, помогали им, вникали в их проблемы. Главное – пытаться понять, что происходит с ребенком. У нас своя точка зрения, у них своя, и это нормально. Иногда истина давалась нам непросто, со слезами, спорами, конфликтами. Были довольно мощные энергетические выплески.

Наверное, дети могут мне сказать: «Ты не всегда была дома». Но я изо всех сил старалась. Спектакли, репетиции, гастроли, я не могла находиться рядом с ними постоянно. Как-то Дани сказал: «Я на тебя не в обиде, я могу тебя понять». Теперь-то он точно может…

Я не хочу услышать от сыновей, как моя героиня в «Мученике», «ты никогда меня не понимала». Наши дети абсолютно разные, и мне ужасно интересно с каждым из них. Они так здорово размышляют и разговаривают. Я стремлюсь больше с ними общаться.

Дани внешне очень сдержанный, очень милый, в этом он похож на Сашу. А меня иногда заносит. Представить, что Даниэль может быть остервенелым и страшным, как в «Калигуле», трудно.

А вот Гай очень эмоциональный, чувствительный. Он средний, называет себя сэндвичем. Ему тяжелее всех – он уже третий актер в семье, после папы и старшего брата. Гай будет поступать в театральную школу, но не к Йораму Левинштейну, не хочет, чтобы его сравнивали с Дани.

Эмануэль с рождения режиссер, хочет снимать художественное кино. Правда, он однажды заметил, что театр ему тоже нравится, но я сказала, что актеров в нашей семье достаточно. У Эмануэля фантазия просто брызжет. Недавно я в качестве водителя сопровождала его и Дани на съемки в пустыню. Я ждала их в машине и видела, какие у Эмануэля прекрасные идеи, он весь горит, когда снимает.

В театр и кино нужно идти только тогда, когда ни о чем другом думать не можешь. У наших сыновей интересные планы, они хотят попробовать свои силы не только в Израиле. Нужно быть или первым, или не работать, считают наши мальчики, и мы их поддерживаем.

Гешеру 25

— Мы приехали в Израиль с Данечкой, которому еще не исполнилось двух лет. Когда начались концерты по стране, с которых Гешер отсчитывает свое существование, я в них не участвовала, была все время с Даней. Но за кулисами мы с ним болтались. На одном из концертов в финале, на поклонах, Дани вырвался и с бешеной скоростью, малюсенький такой, вылетел на середину сцены и начал кланяться. Публика захохотала и стала аплодировать. Саша растерялся, но Миша Казаков схватил Дани на руки и кланялся уже вместе с ним. После этого зрители выходили и говорили: «Вы видели сына Козакова?» Так что в определенном смысле Даниэль тоже стоял у истоков Гешера.

Финита ля комедия. Фото: Сергей Демьянчук

Финита ля комедия. Фото: Сергей Демьянчук

За четверть века я сыграла во многих спектаклях нашего театра. Честно говоря, нет таких, которые не были бы мне дороги. «Идиот» — замечательная постановка с неповторимой атмосферой, там прекрасный Саша, это было так чудесно. «Город» по одесским рассказам Бабеля. «Деревушка», которую мы восстановили через двадцать лет. Это уже история. Сколько мы стран объездили с этими спектаклями… Из недавних – «Васса», которую поставила Наташа Войтулевич-Манор, для меня это значимая работа.

Васса.Фото: Сергей Демьянчук

Васса.Фото: Сергей Демьянчук

 

Нет, хочется перечислять все спектакли, они все для меня важны. Роль может быть небольшой, но общий настрой увлекает, чувствуешь себя частью значимого целого.

Терроризм - Фото Лия Гельдман

Терроризм. Фото: Лия Гельдман

Бывают театры, которые называют террариумом единомышленников, где люди ненавидят друг друга по множеству причин. У Евгения Михайловича Арье, кроме всех талантов, есть особое умение: он находит актеров по-человечески хороших, и это очень важно. А еще в Гешере есть определенная поэтика, нам близки Чехов, Достоевский, мировая классика. Они задают великие вопросы, которые возникают у людей, в какое бы время они ни жили. И нам интересно всем вместе искать на них ответ.

Римма Осипенко