Есть люди, которые не любят читать биографии или дневники великих мира сего. Вот посмотреть фильмы — это совершенно другое дело! Когда знаешь, что эта история случилась на самом деле, ощущаешь реальность происходящего — в нее начинаешь верить, да и за человека переживаешь сильнее. Немного зависти его таланту или гениальности, и дело в шляпе. Вы не сможете оторваться от завораживающей киноистории жизни.
Совсем недавно в рамках кинофестиваля «Новое британское кино» показали биографическую ленту Джона Ридли «Джимми Хендрикс», где речь идет о некоторых важных событиях в жизни одного из величайших музыкантов в истории.
Стоит отметить, что фильм-биография — кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход.
Мы отобрали и просмотрели фильмы этого жанра и выбрали самые знаковые из них.
1. «Игры разума»
Режиссер — Рон Ховард, 2001
Прототип: Джон Форбс Нэш — математик, лауреат Нобелевской премии
Гении и их странности — вещь не новая. Ницше под конец жизни пил мочу из сапога, Сара Бернар любила спать в гробу, Перельман отказался от справедливого и честного миллиона долларов и так далее.
Поэтому ничего удивительного в том, что Джон Форбс Нэш, человек, больше всех остальных в мире разбирающийся в дифференциальной геометрии, чуть заблудился в кулуарах своего мозга. Фильм благодаря этому только выиграл. А может и сам Джон Нэш, кто знает.
2. «Последние дни»
Режиссер — Гас Ван Сент, 2005
Прототип: Курт Кобейн — лидер группы Nirvana
Фильм о Курте Кобейне, хотя Ван Сент и коллеги этого не признают. То ли боятся визгов фанов, то ли коммерческих дерганий со стороны семьи, в частности вдовы Кортни Лав. Да и без этого фильм нещадно критиковали: кто — за почти мертвого, бесцельно шастающего и почти ничего не говорящего (куда там исполняющего «Smell like teen spirit») по своему дому и его окрестностям Блейка (эвфемизм имени Кобейна), кто не терпел затянутость ленты, а гомофобы — за ту сцену. Эти, наверное, очень любили Кобейна, но совсем не знают Ван Сента.
А те, кто режиссера знал, тот все это хвалил. Правильно, мол, что Блейк-Курт предстал своей собственной тенью, опухолью. Как, мол, еще показать последние дни гениального рокера, как не заблудившимся в своей жизни чужаком.
3. «Эд Вуд»
Режиссер — Тим Бёртон, 1994
Прототип: Эд Вуд – «самый ужасный режиссер в истории кинематографа»
Этого фильма не было бы, если бы не существовало такого ужасного режиссера, как Эдвард Вуд-младший. Ужасным, а именно «худшим режиссёром всех времён» его в своей книге назвали два кинокритика — Майкл и Гарри Медвед. Заслужил это почетное призвание Вуд своими режиссерскими методами и, собственно, качеством снимаемого киноматериала. Вуд, невыносимо стремящийся прослыть знаменитым режиссером, снимал что попало, не задумываясь ни о чем.
Он писал сценарии за несколько дней, приглашал актеров, едва слышавших о кинематографе, просил деньги у людей на свои фильмы, которые ни черта не понимают в кино, и снимал фильмы за неделю. Оператором у него был дальтоник. За один день он умудрялся снять до тридцати сцен.
При этом человек-оркестр справлялся и с другими своими делами. Были у него, однако, и актеры-динозавры, такие как Бела Лугоши, на тот момент уже отгремевшая своей звучной славой голливудская звезда. Вуд и Лугоши были друзьями, и именно эта связь привлекла Тима Бертона, испытывавшего нечто подобное в своей жизни.
В результате фильм «Эд Вуд» с бюджетом в 18 млн долл. вышел замечательным. Мартин Ландау получил «Оскар», а Джонни Депп, сыгравший взбалмошного режиссера, запомнился одной из лучших своих работ в карьере.
4. «Гражданин Кейн»
Режиссер — Орсон Уэллс, 1941
Прототип: Уильям Рэндольф Хёрст — медиа-магнат
«Лучший фильм всех времен и народов», один из десяти любимчиков Вуди Алена и тому подобные рупорные оды. А почему и за что — никто и сам не разберет. То ли потому, что в далеком 1941 году Уэллс и оператор Грегг Толанд обнажили новаторские художественные приемы, то ли от того, что породили универсальный образ магната-олигарха-капиталиста, коим в разное время были Блумберг, Хефнер, Гусинский.
Может быть потому, что фильм сравнивают с произведениями Пруста и Джойса, только на киноэкране, а может быть просто потому, что режиссер и актер (сыгравший Кейна) Уэллс велик. Марс не сошел с орбиты, но Уэллс снял свой первый фильм в 24 года. Великий фильм, великий дебют.
5. «Бешеный бык»
Режиссер — Мартин Скорсезе, 1980
Прототип: Джейк Ламотта — боксер
Когда на ринг выходят Скорсезе и Де Ниро, по зубам нередко достается всем. В этом случае они на ринге буквально. Великолепно загримированный Де Ниро играет талантливого, неукротимого, авантюрного боксера 1940-х Джейка Ламотту, с которым боятся вступать в бой боксеры. Ламотта – «Бешеный бык», в жизни также представляет собой существо неконтролируемое, неспособное различать спортивную площадку от кухни, где он избивает жену, коллег и вообще всех, кто с ним спорит.
Бергман советовал контролировать своих внутренних бесов и пускать их в русло созидательное. Ламотта об этом и слышать не хотел. Одна из лучших спортивных картин в истории кинематографа.
6. «Амадей»
Режиссер — Милош Форман, 1984
Прототип: Вольфганг Амадей Моцарт — композитор
Моцарт — это тот гениальный композитор, которого убил Сальери. Другие, «помузыкальнее», скажут что-то о Венской классической школе, вундеркинде-композиторе, игравшем с четырех лет и о том, что Сальери убил Моцарта.
Есть и третьи, которые уверены, что Моцарт — это такой парень из 18-го века, которого убил Сальери. Убийство одного композитора другим из-за зависти при королевском дворе — драматургически беспроигрышный сюжет, притча во языцех, вложенная в умы самим Пушкиным.
А вот Форман плевать хотел на эту ложь и показал совсем другую историю о Моцарте — свободном, себялюбивом, своенравном, сумасшедшем композиторе, идущим против канонов музыки и дежурных ритуалов королевского общества того времени. Да чего только стоит смех в исполнении Тома Халса.
7. «Меня там нет»
Режиссер — Тодд Хейнс, 2007
Прототип: Боб Дилан — музыкант
Это не биография, а кинематографическое чудовище с шестью лапами, держащее в них шесть жизней человека по имени Боб Дилан. Тодд Хейнс решил не валять дурака и сделал сразу шестерых Диланов, один из которых маленький чернокожий мальчик, другой — фермер-старикан (Ричард Гир), третий и вовсе женщина (Кейт Бланшетт).
Фильм-верлибр о жизни рок-фолк-певца с удачной актерской игрой от этого точно не проиграл, но часто чудовище машет руками, и тогда повествования шестерых героев и их историй дружно накладываются друг на друга так, что порой не разберешь, где ты вообще находишься и что ты смотришь.
8. «Андрей Рублев»
Режиссер — Андрей Тарковский, 1966
Прототип: Андрей Рублев — иконописец
Вершина творчества Тарковского (не без помощи сценариста Кончаловского, конечно) — историческая драма об иконописце времен средневековой Руси Андрее Рублеве, попадающая во многие списки и отмеченная критиками всего мира, в частности — призом ФИПРЕССИ в Каннах в 1969 году.
Картина о человеке, художнике, гражданине, духовности, которую нужно сесть и посмотреть. А потом постараться понять.
9. «Лоуренс Аравийский»
Режиссер — Дэвид Лин, 1962
Прототип: Томас Эдвард Лоуренс — британский офицер, военный герой
Эпическое полотно мастера этого жанра Дэвида Лина растянулось на три с половиной часа. Растянулось на фоне бескрайних просторов пустыни, скал, племен бедуинов, но немалая продолжительность картины растворяется, как вода в пересохших глотках верблюдов.
Фильм рассказывает о молодом, смелом, авантюристичном и где-то безрассудном британском офицере Лоуренсе, который помирит арабов. Шедевр на все времена с 7-ю «Оскарами».
10. «Контроль»
Режиссер — Антон Корбайн, 2007
Прототип: Йен Кертис — лидер Joy Division
Фотограф Антон Корбайн в одном из своих интервью рассказывал, что Joy Division он обязан дважды. Во-первых той чудесной музыке, а во-вторых — фильму «Контроль», довольно неплохому дебюту. В свою очередь, бесчисленные фаны главной группы пост-панка обязаны уже Корбайну. Режиссер любил и уважал Joy Division и Кертиса, поэтому не поленился сделать детальный байопик певца и группы.
Кертис в исполнении Сэма Райли под потрясающий саундтрек собственного творчества завоевывает любовь публики, вытанцовывая на сцене, борется с эпилепсией, страдает от любви к двум женщинам и сводит концы с концами в сопровождении альбома Idiot Игги Попа.
11. «Ганди»
Режиссер — Ричард Аттенборо, 1982
Прототип: Махатма Ганди
Восемь «Оскаров”, пять «Золотых глобусов» и пять премий от BAFTA, и невесть сколько еще наград: режиссера, исполнителя главной роли — совсем молодого Бена Кингсли (вторая роль в кино), оператора, монтажера до остальных.
Сюжет «Ганди»: небольшого роста индус в круглых очках и с лысиной поднимается на защиту борьбы против колониальной Британии, отстаивая права своего народа, и таки меняет историю Индии и развития всей цивилизации. Аттенборо, скончавшийся в августе прошлого года, сделал фильм-монумент великому борцу за права человека.
12. «Линкольн»
Режиссер — Стивен Спилберг, 2012
Прототип: Авраам Линкольн — 16-й президент США
Действие разворачивается в самые кровопролитные в истории США времена — гражданской войны в 1861-1865 гг. Впрочем, войны в фильме немного, режиссер вынес на первый план принятие закона о 13-й поправке, «делающий всех, белых и черных, равными перед ним». Попросту говоря, это был закон об отмене рабства в США.
И во всем этом варится 16-й президент США Авраам Линкольн, который сам себя описывает как размеренного и спокойного, что, впрочем, не мешает ему давать пощечины сыну (Джозеф Гордон-Левитт) и орать на миссис Линкольн. Что ни речь у президента в картине, то поучительная или забавная история, а то и вовсе аксиома Эвклида. Сыплет мудростью, что называется.
13. «Капоте»
Режиссер — Бенетт Миллер, 2005
Прототип: Трумен Капоте — писатель, журналист
Фильм рассказывает о нескольких годах жизни писателя и журналиста, а в центре сюжета — расследование жуткого убийства семьи в Канзасе. Хитрый и дотошный журналист Капоте (Филип Сеймур Хоффман) входит в расположение убийцы с целью выяснения деталей убийства. Изначально материал должен быть обычной статьей для видного журнала, но Капоте решил собрать материал для целой книги, которая таки увидела свет – «Хладнокровное убийство».
14. «Харви Милк»
Режиссер — Гас Ван Сент, 2008
Прототип: Харви Милк — первый политик-гомосексуал, борец за права ЛГБТ
Удивительно похожий на реального Милка Шон Пенн сыграл одну из лучших своих ролей в карьере, за что получил заслуженный «Оскар». Харви Милк — первый политик, совершивший камин-аут, борец за права ЛГБТ, развернувший свою деятельность в Сан-Франциско в конце 1970-х. Помимо захватывающей своей драматургией реальной истории, Ван Сенту удалось забросить зрителя в Сан-Франциско тех лет, с его либеральным устройством и шармом.
Фильм — бурлящая живая справка из вырезок журналов, видеоинтервью и исторических моментов, буквально держит зрителя за лацканы пиджака. Одна из немногих картин про политику, которую не скучно смотреть. Потому что политик был неординарный. Если он был политиком вообще.
15. «Человек-слон»
Режиссер — Дэвид Линч, 1980
Прототип: Джозеф Меррик — человек, страдающий от деформации тела
«Одна часть моей головы подобна холму, другая часть головы похожа на долину, и это всё смешано в общую кучу, в то время как лицо имеет такой вид, что никто не мог описать его». Это отрывок записи из дневника Джозефа Меррика, жившего в конце 19-го века в Лондоне и ставшего прототипом «человека-слона» на экране. Линч давно собирался экранизировать эту трагичную историю, сразу после своего другого фильма – «Голова-ластик». Фильм удивительно трогателен, милосерден и глубок.
Жизнь Меррика была довольно контрастной: более двадцати лет (болезнь начала преследовать его с пятилетнего возраста) он терпел унижения членов семьи и общества (действительных чудовищ), демонстрировался вместе с другими «уродцами» в аттракционах, избивался. Но после встречи с хирургом Тривзом из Лондонского Королевского госпиталя Меррик «обретает себя». Доброта Тривза и всего медперсонала располагают пациента, тот предстает не «полным имбецилом», но человеком с внутренним миром, знающим наизусть библейские псалмы и строящий из бумаги модели соборов.
16. «Рэй»
Режиссер — Тейлор Хэкфорд, 2004
Прототип: Рэй Чарльз — слепой музыкант
Вылизанная, исконно голливудская притча об американской мечте, под конец фильма превращающаяся в драму с героином и смертью. Это история о гениальном слепом музыканте в черных очках и с восторженным оскалом белых зубов, виртуоза, совмещавшего в своих песнях соул, джаз, ритм-энд-блюз и кантри.
Повествование состоит из двух сюжетных линий: первая ведает о бедном детстве Чарльза, его семье, а вторая рассказывает о становлении великого музыканта в 1950-1966 гг. При этом история льется бесконечными флешбеками из детства певца, где Чарльз то и дело видит воду и утопленного в ней младшего брата.
Джейми Фокс так влился в роль Чарльза, что некоторые могли подумать, что тот и вовсе не умирал, а сыграл в нем сам.
17. «Скафандр и бабочка»
Режиссер — Джулиан Шнабель, 2007
Прототип: Жан-Доминик Боби — главный редактор парижского журнала ELLE
Случается, издательские дома закрывают неплохие медиа, и тогда вся команда журналистов разбегается «кто куда» в поисках работы. Во французском ELLE в 1995 году произошла история похуже. Главред Жан-Доминик Боби (Матье Амальрик), очнувшись после инсульта, постепенно обнаруживает себя полностью парализованным. Из чувств едва продолжают работать слух, вкусовой орган, обоняние и зрение — да и то в виде одного глаза. Еще недавно такая насыщенная женщинами, ресторанами и светской интересной работой жизнь превращается в ад в инвалидном кресле.
Тем не менее, Боби еще напишет свое «слово редактора» — книгу о своей жизни, по которой, в свою очередь, будет экранизирован этот фильм. А вот как он это сделает — едва ли не самое интересное во всем фильме.
18. «Малколм Икс»
Режиссер — Спайк Ли, 1992
Прототип: эль-Хадж Малик эш-Шабазз — афроамериканский исламский духовный лидер и борец за права человека
История об одном из самых влиятельных людей в США за всю ее историю, преступнике и мошеннике, некогда отсидевшим в тюрьме и там впитавшим в себя ислам, да так, что, поменявшись сам, просветленный или же, наоборот, ослепленный человек понес свои идеи в массы.
В результате получился харизматичный оратор, борец за права чернокожего человека уровня Мартина Лютера Кинга,. Впрочем, при этом получилась и весьма противоречивая личность, вызывающая сомнения и разного рода толки и по сей день, отмечает Alltop10.
19. «Человек на луне»
Режиссер — Милош Форман, 1999
Прототип: Энди Кауфман — стендап-комик
Если вы еще не видели этой картины, то вместо трейлера посмотрите пробы Джима Керри на эту роль. Вам вмиг станет ясно — Керри, бывший, хотя нет — постоянный стендап-комик, очень хотел эту роль. Да и вряд ли кто-то вообще мог сыграть невероятного, если не гениального, то весьма странного и неповторимого шоумена так артистично и похоже.
А если вы никогда не слышали об Энди Кауфмане, бросайте все и смотрите. Возможно, именно он сменит ваше представление о юморе. Что до режиссуры — так вышло, что у Формана просто нет плохих фильмов.
20. «Социальная сеть»
Режиссер: Дэвид Финчер, 2010
Прототип: Марк Цукерберг — основатель Facebook
Мы недолго решали, чем замкнуть этот список. Хотели было поставить «Последнего императора» Бертолуччи, да вот разминулись в этот раз. Вместо него на пьедестал залез Марк Цукерберг — один из самых молодых людей, живших на земле, который удостоился по-настоящему классного байопика. Ранние годы жизни других представителей не в счет. Вот кто «последний император» на данный момент — человек, сумевший подчинить своей системе шестую часть населения планеты. И система становится все тоталитарнее. На расстоянии от императора.