Провал «Фантастической четверки»: почему ей не повезло

Есть в кинематографе герои и сюжеты, которым ну никак не везет. Ярким примером тому — недавний перезапуск старейшего кинокомикса Marvel, который пережил две экранизации в «нулевых». Но и в этот раз снова не получился, чего и следовало ожидать.

Чернокожий старый доктор Франклин Сторм, собравший команду для изучения возможности попадания человека в другое измерение, в том числе из родного сына Джонни (Майкл Б. Джордан) и приемной дочери из Косово Сью (Кейт Мара), в какой-то момент, как и положено в лишенных юмора и самоиронии кинокомиксах, торжественно говорит: «Риск есть в каждом открытии. Но мы сильнее, когда мы вместе».

Что же, «Фантастическая четверка», история о членах ученой команды, улетевших в алкогольном опьянении в другое измерение и вернувшихся мутантами, опровергает пафосное заявление доктора, похожего на Моргана Фримена для бедных. Да, риск был, но то, что вы вместе, вам не помогло.

fanta3

Хотя новая «Фантастическая четверка» предсказуемо провалилась в прокате и получила плохую прессу по нескольким причинам. Желание студии 20th Century Fox перезапустить бренд понятно — вышедший ровно десять назад оригинал с Джессикой Альбой и будущим капитаном Америка Крисом Эвансом и снятый через два года сиквел были настолько легковесными и необязательными, что через десятилетие совсем забылись.

За это время в кинокомиксном мире случился Кристофер Нолан, своей трилогией про Бэтмена перевернувший всю традицию показа на экране героев комиксов — вместо легкого развлечения теперь полагается снимать кино о мрачных изгоях, полфильма пытающихся примириться со своей отверженностью, она же избранность. В такой же традиции два года назад был перезапущен кинокомикс о Супермене «Человек из стали». Мрак и отчаяние стали главными трендами фильмов о супергероях, будто речь идет не о легком развлечении, а о Гамлете. Неожиданно и легко эту тенденцию нарушили прошлогодние «Стражи Галактики», но пока их влияние скажется на других супергероях, пройдут годы.

fanta1

Вторая причина неудачи — решение пригласить на важный проект подающего надежды 31-летнего режиссера Джоша Транка, снявшего до этого интересный, но сырой фильм «Хроника». Теперь давайте вспомним, какие кинокомиксы выдерживают не первый уикенд проката, а пересмотр спустя годы. Их немного — первые два «Бэтмена» молодого Тима Бертона, «Хеллбой» Бенисио дель Торо, «Люди Икс» Брайана Сингера, отмечает РБК Стиль.

fanta2

Что объединяет все эти очень разные фильмы? То, что они сняты талантливыми режиссерами с очень точным авторским стилем, умеющими работать с актерами. Сейчас же студии, уверенные в том, что спецэффекты и реклама и так приведут в кинотеатры зрителей, совсем забыли о том, что кино — это по-прежнему искусство, и лучше его снимать настоящим художникам, а не пришедшим с телевидения поточным производственникам. В «Фантастической четверке» банальные диалоги, герои — ходячие клише, деревянная игра актеров и скучный злодей, в которого превратился очередной пьющий непризнанный гений из восточноевропейской страны Виктор (Тоби Кеббелл).

fanta4

Есть и третья причина. Студии часто приглашают молодых перспективных режиссеров, у которых получился один фильм, но, отсмотрев, что «гений» сделал с их дорогой собственностью, отстраняют его от монтажа и выпускают совсем другое кино, чем тот снимал. Страдают от этого все: сама студия, которая недосчитается прибыли, режиссер, чье самолюбие уязвлено, и мы. И это самое горькое послевкусие от похвального, в общем, желания всего лишь сделать хорошее кино.