Римма Осипенко
Существует стойкое убеждение, что человек должен хотя бы однажды побывать в Израиле, своими глазами увидеть Страну Обетованную. Судьба сама укажет дорогу на эту древнюю землю, у каждого свой путь. Заслуженную артистку России, актрису МХТ Ольгу Васильеву впервые в Израиль приведут гастроли спектакля «Скандал», где она играет со своим мужем, известным артистом Виктором Назаровым
— Ольга, в «Скандале» вы играете жену директора театра, особу капризную и взбалмошную. Какая ваша героиня на самом деле?
— Мне бы не хотелось все раскладывать по полочкам, пусть зритель сам определит, какая она. Артисту сложно точно обозначить героиню или героя, в конечном счете все решает публика. Я играю женщину, актрису, которая очень хочет работать, но ей это мало удается. Сложная проблема.
— У пьесы есть подзаголовок «закулисная история». Вам важна жизнь, которая происходит за кулисами?
— Когда я была моложе, мне казалось, что закулисье имеет какое-то значение. Что оно важно и напрямую соотносится с тем, что потом происходит на сцене. А сейчас я считаю, что никакой связи не должно существовать. Мне совершенно неинтересно, что происходит в кулуарах театра, неинтересно кто, с кем и как. Раньше это было любопытством молодости, сейчас у меня совсем другие интересы.
— Значит, вы можете отделить себя-актрису от себя-Ольги? Вы разделяете себя на части – вот здесь я жена, здесь – мама, здесь – артистка? Или то, что вы актриса – самое главное?
— Я не разделяю. Все, что есть на театре, невольно переходит в другой мир. Да, актерская эмоциональность, необходимая на сцене, отзывается в каких-то домашних историях, делая их слегка ненормальными. Мы о себе так и говорим – мы немножечко сумасшедшие.
— Тяжело, когда в доме два актера – то есть два сумасшедших?
— Непросто, но представить, что мой муж был бы каким-нибудь хирургом, я не могу. Актеры живут в другом ритме, в другом темпе, в другом режиме дня. Мужчина, который не актер, не поймет, почему я не успела вовремя приготовить обед. Мы с Димой разговариваем на своем, понятном нам языке, и дома, и на сцене. Наши близкие к этому уже привыкли.
— Как ваши дети относятся к тому, что их родители – актеры? Сколько им лет?
— Арсению – 24, Арине – 15.
— Они уже взрослые. А когда были маленькими, им хотелось, чтобы папа и мама приходили с работы вовремя, как у других?
— На этот вопрос честно ответить могут только они сами. И я, и Дима понимали, что нужно давать детям больше и старались по максимуму. Мы до недавнего времени, пока сын и дочь не подросли, не могли себе представить, что поедем в отпуск вдвоем. Отдыхали только с детьми, чтобы наверстать упущенное время.
— Арсению и Арине нравится, как вы играете? Что они говорят о вашей работе, критикуют или относятся снисходительно, потому что это папа и мама?
— Сын окончил продюсерский факультет, немножко поработал и все-таки поступил на актерский. Не уберегли. В какой-то момент мы поняли, что не можем портить ребенку жизнь. Чтобы потом он нас не упрекал. Я скромно думаю, что его желание пойти по стопам свидетельствует о том, что родители хорошие артисты. Дочь пока раздумывает. Но, вернувшись с нашей последней премьеры, она сказала: «Ну в общем, я буду актрисой!» Из этого я делаю вывод: если ребенок, посмотрев, что делают на сцене ее матушка и батюшка, вдруг говорит такие слова, значит, ребенку нравится, какие они актеры. Кроме того, дети выросли в театральной атмосфере – все эти разговоры, обсуждения нашей работы. Они слышат, впитывают, разбираются, что хорошо, а что плохо. Мы не принимаем компромиссов в искусстве, и когда Арсения спросили, почему он, уже имеющий высшее образование, решил стать актером, сын ответил: «Я пришел, чтобы нести людям добро». Это не было домашней заготовкой, его никто не заставлял так говорить. Он искренне сказал, что думает.
— Молодые люди сейчас редко говорят вслух такие слова…
— Я тоже была немножко удивлена. После этого я поняла, что мы живем… примерно правильно, несмотря ни на что.
— Вы не только играете в театре, вы снимались в кино у очень хороших режиссеров: Петра Тодоровского, Дениса Евстигнеева, Дмитрия Астрахана. Кино и телевидение для актера – продолжение театра или совсем другая история?
— Известно, что театральный артист больше любит театр. Кино все-таки скорее технология, которая совершенствуется с каждым годом. Кино – искусство не только актера, но и массы других людей. Театр – это лично ты, Оля Васильева. Ты стоишь на сцене и отдаешь то, что можешь, именно сегодня, сейчас, в эту секунду. А в кино получается так, как хочет режиссер. При монтаже он передает от тебя зрителю только то, что ему нужно. А ведь не каждому режиссеру можно себя доверить. Снимаясь в кино, никогда не знаешь, что из этого выйдет.
— Ольга, вы впервые приезжаете в Израиль. Понятно, что вы хотите успешных гастролей, отзывчивой публики, но чего вы ждете от страны, от древней земли, где никогда не были?
— Трудный очень вопрос… Я хотела бы ощутить что-то, для себя неизведанное. У меня с Израилем связаны какие-то смутные ассоциации, я жду проникновения, откровения, таинства. Не помощи – а понимания, что обрету еще что-то новое и очень-очень хорошее. Я в это верю.
Новую французскую комедию «Скандал», в которой вместе с Ольгой Васильевой заняты Народный артист РФ Дмитрий Назаров, Заслуженные артисты России Анна Терехова и Сергей Колесников, а также Константин Богданов, Ольга Тураева и другие актеры, вы сможете увидеть в Израиле с 16 по 20 апреля.
Подробности о спектакле и билетах здесь: http://www.kassa-bravo.ru/announce/22266