Самый красивый скандал балетного искусства – на израильской сцене!

 

 

 

София Нимельштейн

 

Восстание Спартака давно перестало быть просто одной страницей истории, как и его вождь, чье имя стало легендой и превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Современный образ Спартака во многом – плод усилий не столько историков, сколько литераторов, среди которых в первую очередь следует назвать Рафаэлло Джованьоли, писателя-гарибальдийца, окружившего жизнь Спартака героическим ореолом.

 

В середине  февраля израильскую публику ждет поистине грандиозное зрелище: новая завораживающая постановка балета «Спартак» в исполнении легендарного Театра классического балета Касаткиной и Василёва.  Спектакль на ставшую уже классической музыку Хачатуряна, объявленный критиками самым красивым скандалом балетного искусства XXI века, будет представлен в Беэр-Шеве, Хайфе, Иерусалиме и Тель-Авиве.

 

Новая версия «Спартака» Касаткиной и Василёва — это, безусловно, классический, но вместе с тем и принципиально новый, по-настоящему современный балетный спектакль с оригинальной хореографией. В основу новой трактовки ставшей легендой жизни невольника-гладиатора, отважного, страстного и отчаянного борца за свободу тысяч рабов – Спартака – легло переработанное либретто, основанное на книге Джованьоли и на подлинных исторических фактах.

 

По словам Натальи Касаткиной, процесс ее вживания в это произведение и формирования собственной версии балета «Спартак» начался почти 60 лет назад, с момента поступления артистки в Большой театр, когда в 1958 году первую версию «Спартака» ставил Игорь Моисеев. «Он посвящал  нас в историю Римской империи и сумел вызвать у меня живой интерес к этой теме, к истории жизни легендарного героя. Во второй версии Большого, автором хореографии которой стал Леонид Якобсон, — рассказывает хореограф, – я танцевала роль Фригии и моим Спартаком был Морис Лиепа, и вот тогда я влюбилась уже в музыку».
Рассказывая о причинах, которые вдохновили ее и Владимира Василёва на создание нового прочтения музыки и самой истории Спартака и побудили включить в постановку свое личное видение античного мира, его религий и культов, Наталья Касаткина делится воспоминаниями об их дружбе со знаменитым композитором. В память о том, что Арам Хачатурян очень переживал из-за неполного использования всей написанной для балета музыки в последней редакции Большого театра, в год столетия со дня рождения композитора его друзья-хореографы сделали ему подарок, использовав в новой версии забытую музыку первой постановки «Спартака». «В советское время многие подробности истории Древнего Рима и его нравов были запрещены. В новой постановке мы позволили себе открыть ранее закрытые страницы», — добавила Наталья Касаткина.

 

«Спартак» в интерпретации Касаткиной и Василева – это одновременно, как отдающий дань традициям классический, так и по-настоящему современный балет. 300 потрясающих своей роскошью костюмов, шесть тонн уникальных декораций, игровое оружие, изготовленное на известнейшей ювелирной фабрике. Все для того чтобы показать по-особенному страстный стиль эпохи блистательного Рима, который сопровождается и неумолимо подчиняется великой музыке Арама Хачатуряна. Впервые в постановке нового «Спартака» использована музыка, написанная композитором для этого балета, но не звучавшая до сих пор в спектаклях других хореографов. Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василеву наследниками автора балета.

Версия либретто и хореографии «Спартака», который приезжает в Израиль, акцентирована на героической истории вожака легендарного восстания рабов, не побоявшегося слаженной военной машины Римской империи. При этом Касаткина и Василёв шокируют публику нововведениями: Рим в их версии развратен и сосредоточен в Колизее, подруга Спартака Фригия стала танцовщицей Аврелией, а наложница Красса Эгина — амазонкой Эвтибидой. Постановщики воссоздают стиль, настроение, трагическую, чувственную и даже эротическую атмосферу подходящей к своему логическому концу Римской империи.

Тело подчинено страсти, страсть подчинена свободе, откровенные сцены сменяются боями, и когда на сцену врывается азартный и радостный Спартак, становится понятно, что все победы – и над врагами, и над женщинами – неизбежны, что бунтарь нуждается лишь в пьянящей свободе, а, значит, он обречен…

Хореографы также ввели сцену, в которой Спартак обучает рабов ратным ремеслам, — яркую, эффектную и очень выигрышную, дающую возможность танцорам продемонстрировать все свою богатую и безупречную хореографическую технику.

Кстати, приемам аутентичного римского боя артистов балета обучал профессиональный российский каскадер Александр Малышев. А вот о том, кто обучал иным приемам артисток, грациозно и волнующе исполняющих «Танец гадитанских дев», остается только догадываться! «Если вы не видели этот танец, вы ничего не знаете об эротике», — пишут видавшие виды театральные критики, бушевавшие после премьеры так же яростно, как и зал по окончании спектакля. В результате этот спектакль триумфально вошел в историю балетного искусства как самый красивый скандал начала XXI века.

 

Неординарную, увлекательную и страстную хореографическую постановку «Спартак», в лучших римских традициях исполненную Театром классического балета Касаткиной и Василёва, в Израиле можно будет посмотреть в четырех городах:

 

19 февраля, в четверг, в 20.00 — в Беэр-Шеве («Центр сценических искусств»);

20 февраля, в пятницу, в 21.00 — в Хайфе («Центр конгрессов»);

21 февраля, в субботу, в 20.30 — в Иерусалиме (зал «Биньяней а-Ума»);

22 февраля, в воскресенье, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).

23 февраля, в понедельник, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).

 

 

Организатор гастролей балета «Спартак»  в Израиле – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.

Билеты и информация в кассах:

«Браво» — *3221,

«Eventim» — *9066 (Тель-Авив),

«Bimot» — *6226 (Иерусалим),

«Барак» — 04-8377777 (Хайфа).

 

Посмотреть клип: http://youtu.be/OGeZwPS8HVw

 

Sofia Nimelstein PR & Consulting