Одной из главных околоспортивных автомобильных марок по праву считается Maserati, которой, к слову, в 2014 году исполнилось ни много ни мало, а 100 лет!
И сегодня мы хотим познакомить читателей с главными автомобилями итальянской компании — от первого, вышедшего на гоночную трассу, до Quattroporte Evoluzione конца ХХ века.
Maserati Grand Prix 1500
1926
Первые 12 лет братья Мазерати во главе с Альфьери, основавшим мастерскую по «выпуску автомобилей, двигателей и свечей зажигания», занимались разработкой комплектующих. Автомобильным дебютом братьев — сразу же первым пришедшим к финишу сицилийской гонки Targa Florio — стала вышедшая в 1926 году Maserati Grand Prix 1500.
Трезубец на капоте придумал и нарисовал Марио Мазерати, за рулем сидели Альфьери или Эрнесто, остальные братья занимались проектированием и инженерией — тогда «Мазерати» была по-настоящему семейной компанией.
Год спустя следующая модель — Tipo 26 принесла Maserati победу на чемпионате Италии. В 1929 четырехцилиндровая версия Tipo установила скоростной рекорд для дистанции в 10 км — 246 км/ч. Преодолеть эту отметку никому не удавалось еще восемь лет.
В 1938 марка была куплена болонской Orsi Group – но, согласно условиям контракта братья Мазерати еще 10 лет оставались ее ведущими конструкторами. За это время им удалось остаться единственным итальянским производителем, удержавшимся в числе победителей американских гонок Indianapolis 500 и поучаствовать в борьбе с Фердинандом Порше за право разработать автомобиль для Бенито Муссолини.
Maserati GT-A6 1500
1947
В этом году марку покинули ее основатели, вернувшиеся на родину, чтобы учредить компанию OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati) — которую, впрочем, ждал провал.
Maserati же, пройдя через это «совершеннолетие» выпускает А6 — автомобиль, ставший первым настоящим гран-туризмо, и определивший таким образом направление развития не только «Мазерати», но и многих их соседей-конкурентов на три десятка лет вперед.
Владелец марки Омер Орси решил использовать 65-сильный двигатель, «оставленный в наследство» ушедшими братьями-основателями, не для установки в гоночные автомобили, а в качестве основы для создания скоростных машин с заказными кузовами. К первой из А6 кузов был разработан ателье Pinin Farina. Машина была представлена на выставке в Женеве. 16 автомобилей с этим кузовом и несколькими альтернативными — от Frua, Ghia, Zagato и Bertone разошлись по гаражам богатейших людей своего времени. В то же время, рабочие характеристики А6 были несколько хуже, чем хотелось бы ее создателям и на гонки была отправлена модифицированная A6GCS, а саму гран-туризмо модель ждал ряд модификаций, доведших к 1951 году ее мощность до 100 лошадиных сил, а объем двигателя — до 2-х литров.
Пятидесятые и шестидесятые — «золотой век» Maserati: марка уходит из автосопрта, находясь на пике своей популярности, выходят ее самые узнаваемые модели и среди них — Quattroporte — единственная из классических «Мазерати», через шесть перерождений дошедшая до нашего времени.
Maserati 250F
1954
Разработанная инженером Джоаккино Коломбо, ушедшим ради ее создания из Alfa Romeo, Maserati 250F начала свой путь с того, что в год выпуска пришла первой в аргентинском заезде Formula 1. Когда в 1957 Хуан Мануэль Фанджио за рулем 250F стал чемпионом мира, «Мазерати» приняли решение отказаться от участия в гонках между автопроизводителями, ссылаясь на произошедшую в том же году аварию в Джидицолло.
Впрочем, компания продолжила принимать заказы на профессиональные автомобили от индивидуальных пилотов, желающих участвовать в гонках от собственного лица и без поддержки какого-либо производителя.
Maserati 3500GT
1957
В том же году марка запустила в производство четырехдверную 3500GT, которой предстояло стать первой их массовой моделью — к 1961 году было продано более пятисот автомобилей, а к окончанию выпуска ее общий тираж перешагнул тысячную отметку.
В то же время в линейке 3500GT нашлось место и для радостей крипто-коллекционеров, предпочитающих скрывать подлинную ценность вещей, которыми они обладают: каждый из рабочих прототипов, на которых летом 1957-го тестировались варианты оснащения новой модели, был собран в единичном экземпляре. И это не говоря уже о версиях со специальными кузовами, пусть менее эксклюзивных, но более изящных — например 3500 Spyder от ателье Vignale, выпущенной тиражом 242 экземпляра.
Maserati Birdcage
1961
В шестидесятные «Мазерати» выступили с «Птичьей клеткой» — Tipo 61, автомобилем, разработанным для команды Camoradi, участвовавшей в классических «гонках на выносливость», например «24 часах Ле-Мана». Свое прозвище модель получила благодаря корпусу, построенному из трубок из сплава стали и молибдена, который обеспечивал ей особую легкость. Знаменитое «наклонное стекло», под большим углом опускавшееся на место пилота, изначально было призвано обойти ужесточение правил гонок Ле Мана, но стало и одной из визитных карточек Tipo 61. Несмотря на свою скорость и успехи команды, взявшей ее на вооружение, Birdcage была довольно ненадежной, а несколько раз пилотам Camoradi даже приходилось сходить с дистанции из-за проблем с трансмиссией.
Изящество линий Tipo 61 до сих пор вдохновляет автомобильных дизайнеров, свидетельство чему — Maserati MC12 2004-го года и представленный годом позже на Женевском автосалоне концепткар Birdcage 75th, получивший Louis Vuitton Classic Concept Award.
Maserati Mistral
1963
Mistral стал последним автомобилем «Мазерати» с рядным 6-цилиндровым двигателем. Эта модель пришла на смену серии 3500 и положила начало традиции называть автомобили именами ветров — мистраль дует над болотистым побережем близ дельты Роны в южной Франции.
Разработанный Пьетро Фруа кузов «Мистраля» до сих пор считается одним из самых красивых образцов Maserati.
Maserati Quattroporte
1963
Для своего времени технические характеристики первой «четырехдверной» — именно так переводится ее название — были по-настоящему фантастичны: разгон до 200 км/ч и мощность в 260 л.с. В то же время модель имела деревянную отделку, стеклоподъемники были автоматическими, а салон был оснащен кондиционером — не только высшие технические показатели, но и высшая степень удобства в своем классе.
О невероятной популярности этой, мгновенно ставшей «живой классикой», машины может свидетельствовать хотя бы то, что в какой-то момент стоимость Quattroporte в Великобритании обогнала постоянного лидера того времени Rolls Royce.
Maserati Bora
1971
Встретив свое пятидесятилетие выпуском Ghibli, Maserati продолжили работать с футуристической тематикой. Кульминацией этого периода стала Bora, названная в честь штормового ветра Далматинских островов, отмечает gq.ru.
Maserati Biturbo
1981
Выпущенный в начале 80-х Biturbo — классическое дитя своего времени, ее трудно отличить от десятков похожих автомобилей, но именно она стала самой продаваемой моделью марки за счет своей относительной доступности.
Как минимум не слишком узнаваемый, а честно говоря, просто скучный кузов Biturbo остался главным свидетельством периода, когда владельцем «Мазерати» был Алехандро Де Томазо, в середине семидесятых купивший ее у Citroёn, а в девяностые перепродавший Fiat.
Quattroporte Evoluzione
1998
Fiat не слишком сильно держались за свой новый актив и уже в 97-м Maserati перешла к Ferrari. Те взялись за дело радикально — завод в Модене впервые за восемьдесят с лишним лет был закрыт на год. Это время позволило не только переоборудовать его, но и придумать новую большую идею, ведь руководство «конюшни» оказалось перед непростой задачей — держать в своем портфеле две равновеликие марки, сохраняя при этом идентичность каждой.
Лука Ди Монтеземоло озвучил найденное решение так: «Ferrari — это воплощение исключительных показателей и великолепной управляемости. Это машины для водителей. Maserati же должны быть шикарными и агрессивными, классическими автомобилями класса гран-туризмо». Живым воплощением этих амбиций стала вышедшая из ворот преобразованного завода Maserati Quattroporte Evoluzione.
Стоит отметить, что к началу нового тысячелетия бурные ветры, несшие Maserati вперед, успокоились и машины с трезубцами на капоте стали слишком похожи на других. Думаем, стоит немного подождать — такая история просто не может закончиться пусть очень комфортными, но все же не выдающимися моделями.