7 января весь православный мир отмечает один из самых важных религиозных праздников года — Рождество. Именно с Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день — 6 января и назывался Богоявлением.
Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий.
Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. Верующим целый день нельзя ни есть, ни пить. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. За стол разрешается садиться с появлением первой звезды на небе, которая напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Иисуса Христа.
Накануне Рождества в домах готовят кутью и узвар, и по старой традиции, которая в наши дни сохранилась, дети ходят по дворам с колядками. Впрочем, они могут зайти к вам в гости накануне Рождества.
После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Рождество
Красивый и торжественный праздник Рождество Христово сливается со встречей Нового года. Начало такой особенности его празднования положил Петр Первый, издав в 1700 году указ о том, что Новый год отныне считается с 1 января, а не с 1 сентября, как это было ранее. Праздник следовало отмечать украшенной елкой.
Что вспоминается нами, кроме елки, символизирующей евангельское деревце, когда мы слышим это слово? Свечи, символизирующие разум, золотые украшения для богатства, пряники для достатка и спокойной жизни, атмосфера мира, любви и согласия в доме.
Канун Рождества, 6 января, называется Сочельником, Колядами. Этот день — заключительный день Рождественского поста. До самой вечерней службы церковью предписывается держать строжайший пост, а враждующим следует мириться. Сочельник в христианскоммире считается семейным ужином.
Слово Сочельник происходит от слова «сочиво». Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера. Готовилось оно из миндального или макового «молока» смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак. Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник, при других важных событиях — крестинах, поминках. Подобную кашу, немного отличающуюся по составу, называемую «кутьей» варили и на поминках, крестинах, при рождении ребенка, но уже не всегда постную. Так, на второй день после Сочельника готовили «бабкину» кутью — «богатую».
Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом и другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок с кашей, жаркое, колядки, медовые пряники, взвары — по возможностям семьи.
Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающему плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы — месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.
Народные приметы:
Снег в Рождестве — к урожайному году; метель — пчелы будут хорошо роиться; иней — к урожаю хлеба, небо звездное — к урожаю гороха. От Рождества до Крещения охотится грех, с охотником случится несчастье.