24 ноября Музей изобразительных искусств Берна объявил о решении принять в свою собственность художественную коллекцию Гурлитта, завещанную ему Корнелиусом Гурлиттом. В связи с этим Клеймс Конференс призывает Германию активизировать и расширить свое расследование провенанса экспонатов этой коллекции, с тем, чтобы разграбленные нацистами произведения искусства могли быть идентифицированы и возвращены законным владельцам или их наследникам.
Клеймс Конференс приветствует готовность правительства Германии и Музея изобразительных искусств Берна возвратить все награбленные произведения их законным владельцам или их наследникам, в соответствии с принципами Вашингтонской Конференции в отношении произведений искусства, конфискованных нацистами, а также в соответствии с Терезинской Декларацией.
Вместе с тем, правительство Германии, продолжающее вести расследование в отношении экспонатов, которые, возможно, были награблены, — должно приложить дополнительные усилия и сделать прозрачным расследование провенанса (происхождения, истории владения) этих экспонатов.
Посредством двух своих представителей, назначенных в экспертную группу, которая занимается изучением происхождения и историей владения экспонатов коллекции Гурлитта, Клеймс Конференс обратилась с требованиями:
- Завершить публикацию списка всех входящих в коллекцию Гурлитта произведений искусства.
- Опубликовать полностью регистрацию деловых операций Хильдебранда Гурлитта, нациста, арт-дилера «третьего рейха и коллекционера произведений искусства, которые его сын, Корнелиус Гурлитт, содержал в своей коллекции. Это необходимо для проведения полномасштабного расследования происхождения произведений и выявления того, где и каким образом Хильдебранд Гурлитт добывал и продавал произведения.
- Публиковать отчет обо всем, что известно о происхождении каждого из произведений – немедленно, как только раскрывается новая информация о нем, и публикация источников, с которыми была проведена консультация по вопросам, касающимся каждого из произведений.
- Незамедлительно возвращать произведения искусства их владельцам в тех случаях, когда личность наследников известна.
«Мы надеемся, что решение Музея изобразительных искусств Берна будет символизировать начало новой главы в том, что касается этой коллекции. Круг мероприятий, которые следует провести, в соответствии с договором, намного шире всего того, что было сделано до сих пор», — говорит Джулиус Берман, президент Клеймс Конференс.
«Мы рассчитываем на большую прозрачность, притом, что возвращение имущества станет возможным только после получения полной информации о произведениях искусства. Мир следит за этим, и это наша последняя возможность исправить несправедливость – спустя 70 лет вернуть семейные сокровища, украденные у их законных владельцев. Расследование в отношении коллекции Гурлитта далеко от завершения, и весь процесс окутан тайной. Экспертная группа, которая занимается изучением историй бывших владельцев произведений искусства из этой коллекции, начала свою работу в мае 2014 года. И есть источники, которые мы до сих пор еще не исследовали в достаточной степени, для того чтобы должным образом идентифицировать все награбленные произведения искусства, содержащиеся в коллекции Гурлитта», — говорит Грег Шнайдер, исполнительный вице-президент Клеймс Конференс.
Клеймс Конференс подчеркивает, что правительство Германии все еще не раскрыло, каким образом оно установило, какие произведения искусства из коллекции были, возможно, конфискованы у евреев. Экспертная группа до сих пор не опубликовала каких бы то ни было результатов своей работы, поэтому общественность и потенциальные наследники все еще имеют туманное представление об экспонатах, по которым проводилось расследование. До сих пор не опубликованы имена источников, которыми экспертная группа воспользовалась для консультаций в проведении своего расследования провенанса произведений. До сих пор не всем членам экспертной группы предоставлены равные права доступа к документам и источникам, которые могут им помочь установить происхождение и историю владения произведений, и до сих пор им не предоставляется обстоятельная информация по результатам расследования.
Клеймс Конференс ожидает также, что Музей изобразительных искусства Берна и другие музеи в Швейцарии и Германии расследуют происхождение произведений в своих коллекциях, в соответствии с международными принципами, принятыми обеими странами.
Организация Клеймс Конференс представляет евреев всего мира на переговорах о компенсациях и возвращении имущества пострадавшим от нацистского преследования и их наследникам. Она управляет фондами компенсаций германского правительства, возвращает невостребованное еврейское имущество, выделяет средства организациям, предоставляющим социальные услуги пережившим Холокост, а также выделяет средства на преподавание, документирование и увековечение памяти Холокоста и его уроков. Более подробную информацию о Клеймс Конференс можно найти на сайте www.claimscon.org.
На фото: Картина «Пара в деревне» Конрада Феликсмюллера входит в число экспонатов коллекции Гурлитта.
Фотография из архива предоставлена Клеймс Конференс