Маша Хинич
Ансамбль «Бат-Шева » отмечает в июне-июле свой юбилей — 50-летие творческой деятельности — рядом мероприятий: академический симпозиум в Тель-Авивском университете; выставка в центральной тель-авивской библиотеке «Бейт-Ариэла», приуроченная к открытому доступу в архив «Бат-Шевы»; торжественный вечер-гала и представления обновленных классических постановок ансамбля, таких как «Вирус», «Мамонты», «Макс» и прошлогоднего спектакля «TheHole».
Ансамбль «Бат-Шева» был основан как репертуарная компания в 1964-м году баронессой Бат-Шевой де Ротшильд и хореографом Мартой Грэхам. В центре юбилейных мероприятий – история ансамбля с 1964-го года до наших дней, от Марты Грэхам до Охада Нагарина, художественного руководителя ансамбля с 1990-го года, создателя языка движения «гага», повлиявшего в целом на современный балет в мире. Охаду Нагарину присущ редкий и драгоценный талант художника: он умеет удивлять на каждом шагу, каждый раз – каждым жестом и каждым поворотом в танце. Воодушевление, энергия, смелость, текучесть движения, изобретательность и безошибочная эстетика телесности и фантазии, необыкновенный диапазон гибкости — такова хореографическая манера Нагарина и «Бат-Шевы», энергия которой буквально электризует не только танцоров, но и публику.
Сейчас в двух труппах ансамбля – взрослой и молодежной – 34 танцовщика, постоянно принимающих участие в творческом процессе ансамбля. «Бат-Шева» – самая крупная в Израиле труппа современного балета. Начиная с 1989 года, ансамбль базируется в тель-авивском центре танца «Сузан Далаль». Всего за год ансамбль дает около 250 представленийперед 75.000 зрителями.
Историю хорошо учить в архивах. Работа над архивом «Бат-Шевы» и его дигитацией шла последние два года. Материалы архива вскоре станут доступны для широкой публики и к этому событию приурочена выставка фотографий и документов, которая начиная с 19 июня открывается в тель-авивской библиотеке «Бейт-Ариэла». История ансамбля и его влияния на балет и культуру Израиля и мира – также одна из тем академического симпозиума в Тель-Авивском университете, в котором принимают участие культурологи из Израиля и из-за рубежа.
Самое яркое юбилейное событие – это праздничный вечер-гала, который пройдет на исходе субботы 21 июня в Тель-Авивском центре сценических искусств («Бейт ха-Опера») и в котором примут участие все те, кто на протяжении полувека сотрудничал с ансамблем «Бат-Шева»: танцоры, хореографы, сценографы, декораторы, художники по костюмам и по свету, все — от рабочих сцены до руководителей ансамбля. Множество людей, благодаря которым «Бат-Шева» стала одним из лидирующих в мире ансамблем современного балета, друзья и поклонники, партнеры и коллеги «Бат-Шевы» из Израиля и из-за рубежа.
К вечеру-гала готовится особая программа, в которой участвуют обе труппы ансамбля – и взрослая, и моложенная, а также ученики балетного отделения центра искусств «Бикурей Итим» в Тель-Авиве под руководством Наоми Перлов. Также будет показан документальный фильм «Первый вечер» режиссера Гилада Токатели, проинтервьюировавшего тех, кто принимал участие в первом премьерном спектакле «Бат-Шевы» в 1964-м году.
Общая тема академического симпозиума в Тель-Авивском университете — «Бат-Шева: тело, танец и культура». Симпозиум пройдет на факультете искусств университета в здании «Мексико» 18 и 19 июня. Вход свободный. Информация и полная программа выступлений на сайте www.arts.tau.ac.il
В симпозиуме примут участие специалисты по современному танцу, театру и культуре. Темы симпозиума: «Танцор и танец», «Исследование движения», «Музыка силуэтов», «Ансамбль «Бат-Шева» как культурное и общественное явление». В симпозиуме примут участие профессор Марк Франко – редактор DanceresearchJournal из университета Филадельфии и профессор Габриэла Брендштетер – глава Центра изучения движения в театральном институте при Берлинском университете, а также израильские исследователи танца и культурологи. Вход на все встречи симпозиума – свободный.
18 июня будет представлена в полном объеме электронная версия архива «Бат-Шевы». Открытие основанного историком балета Ирис Лена архива, освещающего все 50 лет деятельности «Бат-Шевы», пройдет в библиотеке «Бейи-Ариэла». К открытию архива, часть материалов для которого — фотографии, видео, афиши, документы и т.д. — переданы частными лицами, приурочена выставка, посвященная юбилею ансамбля, которая открывается в «Бейт-Ариэла» 20 июня. Архив доступен на иврите и английском и станет важной составляющей в исследованиях современного танца.
В течение июня-июля ансамбль «Бат-Шева» представляет публике обновленные классические версии таких постановок Охада Нагарина как «Вирус», «Макс», «Мамонты», «TheHole» и «Декале». В конце июня в Израиль приезжает пара известнейших солистов Большого театра из Москвы – Наталия Осипова и Иван Васильев, обратившихся к Охаду Нагарину с просьбой поставить для них дуэт в стиле движения «гага» по следам его работы 1989 года «PassoMezzo» на музыку английской народной песни Greensleeves и отрывки из старинной, 1728 года, сатирической оперы-баллады «TheBeggar’sOpera» – «Оперы нищих», включавшей 69 народных песен. Премьера «PassoMezzo» прошла в Нидерландском театре танца, которым тогда руководил Иржи Киллиан. Израильская премьера состоялась в 1991 году в Центре «Сузан Далаль». Этот дуэт – оригинальное pas-de-deux — одновременно романтичен и ироничен, даже порой язвителен, капризен и чувственен, атлетичен и гармоничен. В нем – в ранней работе Нагарина – уже видны элементы его стиля: потрясающий баланс между музыкой и движением, внутренним чувством и сторонней оценкой взаимодействия любви и конкуренции, откровенный язык тела, утонченная музыкальность, дерзость зрелища и человечность — и идеальное равновесие между этими плавно связанными элементами.
Историческая справка:
Знаменитый израильский ансамбль «Бат-Шева» входит в десятку ведущих в мире групп современного балета, а его руководитель Охад Нагарин – в пятерку выдающихся балетмейстеров наших дней. За 50 лет своего существования эта группа современного танца стала визитной карточкой израильской культуры.
Ансамбль»Бат-Шева» стал первым израильским профессиональным коллективом современного балета. У истоков его создания его стояли выдающаяся балерина 20 века Марта Грэхем и баронесса Бат-Шева де Ротшильд. В начале шестидесятых годов Бат-Шева де Ротшильд приехала в Израиль и решила основать здесь профессиональный балетный ансамбль. Она обратилась за помощью к Марте Грэхем, с которой ее связывала давняя дружба. Та не только помогла советами, но и стала во главе нового израильского коллектива, названного в честь его покровительницы «Бат-Шева». Дебют «Бат-Шевы» состоялся в декабре 1964 года в зале Национального театра «Габима».
После первого выступления «Бат-Шевы» в Нью-Йорке в 1970-м году американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Марты Грэхем не уступает, а подчас и превосходит ее нью-йоркскую труппу.
С коллективом «Бат-Шевы» работали многие известные хореографы — Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе, Иржи Киллиан, Матс Эк, Уильям Форсайт, Анжелен Прельжокаж и другие. Тогда же выдвигается группа талантливых хореографов из танцоров ансамбля. Впоследствии некоторые из них возглавят собственные коллективы: Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нагарин и Моше Эфрати. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для «Бат-Шевы», используя музыку израильских композиторов.
Спустя несколько лет баронесса лишила ансамбль своего покровительства и создала новый коллектив – «Бат-Дор», а Марта Грэхем полностью посвятила себя своей нью-йоркской труппе. Однако даже в периоды кризиса «Бат-Шева» поддерживала свою высокую профессиональную репутацию. Труппа «Бат-Шева», даже перестав получать помощь от де Ротшильд и сменив несколько художественных руководителей, стала выдающимся ансамблем под руководством Охада Нахарина, блестящего израильского танцовщика и хореографа, начавшего свой творческий путь в самой «Бат-Шеве» в 1974-м году, работавшего в «Балете 20-го века» Бежара, в труппе Марты Грэхам, в Нидерландском театре танца, возглавлявшего свою труппу в Нью-Йорке с 1980-го года. Тогда же — в 1980-м году — состоялся его дебют, как хореографа: Нагарин поставил балет для группы Казуко Хирабауси.
Сегодня «Бат-Шева» продолжает занимать центральное место в балетном искусстве Израиля. В 1975 году при ансамбле был создан молодежный коллектив, готовящий смену основному составу танцоров. В 1990-м году, в связи с приходом Охада Нагарина в «Бат-Шеву» молодежная труппа получила название «Ансамбль Бат-Шева» в отличие от просто «Бат-Шевы» и сейчас превратилась в международную школу-студию, аудиции в которую проводятся раз в год, и выпускники которой становятся участниками основной постоянной труппы «Бат-Шевы».
Художественный руководитель ансамбля «Бат-Шева», хореограф Охад Нагарин — внук выходцев из России, уроженец кибуца Мизра. Нагарин — самый молодой лауреат премии Израиля по искусству за всю ее историю, получивший премию в 2005 году в возрасте 53 лет. Его называют звездой современной хореографии. Нагарин, наряду с Иржи Килианом, Матсом Эком, Хансом ван Маненом и Начо Дуато, считается одним из лучших балетмейстеров наших дней. В 1990-м году он стал художественным руководителем «Бат-Шевы» и вывел ансамбль в авангард современной хореографии. Охад Нагарин также известен как создатель революционного языка движения «гага» — нового способа получения информации и осознания себя с помощью тела.
В одном из интервью Дина Альдор, нынешний гендиректор «Бат-Шевы», так расшифровала термин «гага»: «Прежде всего, это серьезная сценическая техника, система работы. Гага радикально отличается от большинства методов обучения танцую И с другой стороны, как считает Охад Нагарин, разрабатывающий идеи «гага» с 1990-го года — это метод радости движения, возможность понять, как тело должно воспринимать и передавать движение. «Гага» – это любовь к движению, связь с пространством, с самоощущением, с выстраиванием отношений. Это — рамки, внутри которых можно творить свободно. «Гага» — основа ежедневного тренинга танцовщиков ансамбля «Бат-Шева»: через движение каждый из них учится думать, чувствовать, творить. Движение становится для них основным выразительным средством. Танцовщику необходимо преодолевать свои возможности, идти дальше, постоянно развиваться. А еще одна из главных идей Нагарина та, что танец врачует тело и душу, а за образец координации он берет правильность и естественность движений животных».
Сам Нагарин говорит: «Гага — это способ почувствовать радость движения. Прислушаться к каждой клеточке организма, понять то, что должны воспринимать и передавать руки, ноги, шея — все части тела. Я всегда хотел создать рамки, внутри которых можно творить свободно. Так родилась система гага». При ансамбле «Бат-Шеве» организован специальный курс движения «гага» для 30 лучших учеников балетных студий Израиля. Подобный курс «гага» проходит ежегодно и для 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года «гага» преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и является одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
Дополнительная информация на сайте: www.batsheva.co.il