Известнейший американский хореограф Алонcо Кинг, основавший свою знаменитую ныне труппу современного балета «Lines Ballet» в Сан-Франциско 31 год назад, утверждает, что его хореография – не абстрактна, а символична. «Формы и движения танца, жесты и шаги танцоров – скорее алгебраические символы сюжетов и метафор. Иногда мне хочется передать некую идею, иногда – только показать чистое движение» – говорит он, и продолжает: «Слово «линии» намекает на все, что видно в мире. Все обрисовано или сформировано линиями. В математике линия – это прямая или окружность. Линии присутствуют в наших отпечатках пальцев, в формах нашего тела, в созвездиях, геометрии. Направление мысли – это линия. Граница — это линия. Есть линия мелодии, экватора, вечности. Линия ведет нас от точки до точки и организует все, что мы видим».
Не будем придирчивы к тому, чего больше в его балетах — математики или астрономии, исторических намеков или культурных аллюзий, исследований музыки или метафор. Нам важно, что с 13 по 18 ноября его труппа выступает в Израиле, представляя вечер из двух одноактных балетов: новую версию «Шехеразады» Римского-Корсакова, поставленную в 2009-м году Алонсо Кингом в сотрудничестве со знаменитым индийским музыкантом, исполнителем на табле Закиром Хусейном, и «Resin» («Смола») — постановку 2011 года, где в качестве музыкального фона используются современные мелодии и напевы на ладино сефардских евреев, архивные записи из синагог Турции и Марокко и музыка в исполнении знаменитого испанского музыканта Жорди Саваля.
Алонсо Кинг, привлекающей к работе над своими балетным спектаклями музыкантов и творческих личностей из разных стран мира, известен глобальным художественным видением. Он отталкивается в своей хореографии, переосмысливающей классику, от яркого набора укоренившихся культурных традиций, подавая их переосмысление в свободном движении – нежном и яростно энергичном, уязвимом и чувственном. Кинг сочетает основы классического балета с динамикой своей хореографии, с захватывающими возможностями новых линий балета в пространстве мировой музыки – отсюда и идет название его труппы «Lines Ballet». За три с лишним десятка лет c 1982 года – года основания его труппы в Сан-Франциско – он изменил балет, превратив скульптурные традиционные классические формы танца, ритуал узоров в унисон в современный технически совершенный балет, где физические способности танцовщиков гипнотизируют, когда нет ограничений гибкости, красоте и оригинальности. Иногда кажется, что его танцоры двигаются только для себя – в своем мире и в своем извилистом пространстве, вне зависимости от нас, пришедших в театр на представление его труппы.
Можно сказать, что Кинг обволакивает свою хореографию слоем непроницаемости для тех, кто ищет в ней тайный смысл. Смысл этот – в музыке и в интригующем рисунке танца, в бесконечных спиралях элегантного движения, в пируэтах и прыжках, в обаянии и в мечтах, в рассказах «Тысячи и одной ночи» в балете «Шехерезада» и в песнях на ладино в постанове «Resin».
«Танец делает музыку видимой» – говорит Алонсо Кинг, поставившей «Шехерезаду» по заказу «Monaco Dance Forum» к празднованию столетия дягилевских «Русских сезонов». «Шехерезада» от «Lines Ballet» отличается не только экстравагантностью танца, но и виртуозностью игры и сложными ритмами знаменитого исполнителя на табле Закира Хуссейна, его уникальным видением музыки мира и классической индийской перкуссии. А Алонсо Кинг продолжает передавать глубокие традиции взаимозависимости танца и музыки, экзотически переосмысливая музыку Римского-Корсакова через современный взгляд хореографа и через западные и персидские музыкальные инструменты, отдавая дань русскому балету через пестрый ковер «Тысячи и одной ночи», историй благородства, мести и обид, вышитых на персидском, санскрите и арабском языке. В звуком ряде к «Шехеразаде» Алонсо Кинга звучат скрипка, арфа, виолончель и традиционные древние инструменты – рубаб, индийская табла и узбекская дойра.
«Сборщики смолы надрезают кору деревьев, сок которых вытекает и затвердевает в жестких смоляных слезах» – говорит Алонсо Кинг. Эти слезы напоминают об изгнании евреев из Испании, они застывают в конусе света, они слышны в музыке ладино и звуках шофара, в музыке испанских евреев, они создают импульсы движения в балете «Resin» («Смола»), превращаются в синкопы мелодий. Алонсо Кинг вновь исследует возможности музыки в танце, на сей раз – музыки ладино, переложенной им для балета, собранного из 15 номеров соло, дуэтов и ансамблевого танца. Драматический, завораживающий, сюрреалистический, мультикультурный и декоративный танец, поставленный «черным» хореографом, услышавшим боль и страдания еврейской диаспоры, на мелодии сефардских евреев из Турции, Марокко, Испании и Йемена.
«Шехерезада» и «Resin» Алонсо Кинга и «Lines Ballet» в Тель-Авиве — с 13 по 16 ноября, в Иерусалиме — 18 ноября.
Дополнительная информация – на сайте http://israel-opera.co.il/?CategoryID=754&ArticleID=2799
Продажа билетов в Интернет-кассах
Сайт Alonzo King Lines Ballet
http://www.linesballet.org/
Фотографии предоставлены пресс-отделом ансамбля Alonzo King Lines Ballet
Маша Хинич