Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана возвращается в Израиль с двумя балетами: «Роден» и «Анна Каренина».

Нынешние гастроли театра Бориса Эйфмана пройдут в Израиле на двух разных сценах: «Роден» будет показан с 10 по 13 июля в Тель-Авивском центре сценических искусств в здании Оперы, а балет «Анна Каренина» – с 6 по 9 июля в Герцлийском центре сценических искусств. Не обязательно быть поклонником современной хореографии. Надо просто любить магию танца и театра, и тогда вы будете очарованы этими балетами.

Новый балет Бориса Эйфмана «Роден», впервые показанный в ноябре 2011 году на сцене Александринского театра в Петербурге, посвящен судьбе и творчеству великого французского скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В этой истории есть страсть, трагедия, чувство и творчество. И роковой разрыв, заговор, нищета, безумие. Точная канва для постановок Эйфмана, всегда ищущего неприглаженные сюжеты, выведшего на сей раз на сцену танцующие изваяния, безумие любви, взрыв эмоций и одержимость искусством. Борис Эйфман не просто показал виртуозное хореографическое осмысление человеческих страстей, которые в свою очередь были отражены Роденом и Клодель в их скульптурах, но создал балетное психологическое произведение о непостижимости источников творчества, использовав танцовщиков как инструмент для выражения чувств, формируя и лепя скульптуры из человеческого тела.
В 2012 году этот спектакль стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», победив сразу в четырех номинациях — «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балетном спектакле» – Нина Змиевец, «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» — Олег Габышев, ставший также лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Мужская роль в балете».
«Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Зиновий Марголин. В этом балете звучат сочинения французских композиторов роденовского периода, рубежа 19-20 веков — произведения Массне, Сен-Санса и Равеля, что помогает создать атмосферу этого спектакля, связанного с культурной традицией 19-20 века и, в тоже время, спектакля абсолютно нового балета 21-го века. Эйфман предлагает зрителю нечто большее, чем просто воспроизведение работ скульптора. «Роден» дает возможность увидеть внутренний мир скульптора через его творения и понять, чем приходится жертвовать близким гения. Скульптуры Родена живут и дышат, в них заключено множество движений и эмоций – и потому они, на взгляд Бориса Эйфмана, так «просятся» на балетную сцену.

«На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет, – рассказывает Борис Эйфман. – Я показываю не скульптуры, а процесс работы художника. Спектакль «Роден» — это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника».

Постановка «Анна Каренина» — одна из самых лучших работ Эйфмана – показывалась в Израиле уже два раза, в эти третьи гастроли завершит балетный сезон Герцлийского центра сценических искусств. «Балет – это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание. Каждый новый спектакль – поиск неведомого. Роман «Анна Каренина» всегда интересовал меня, — пишет Борис Эйфман. — Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений об ощущении трагической несвободы женщины от чувственных отношений с мужчиной. Эта зависимость, как и любая другая — болезнь и страдание. Анна покончила с собой, чтобы освободиться, оборвать свою страшную и мучительную жизнь. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая — женщина, погруженная в мир страстей».

Созданный в 1977 году театр балета под руководством Бориса Эйфмана сегодня известен во всем мире как коллектив, представляющий современное хореографическое искусство. Эйфман расширил жесткие рамки академического балета почти до немыслимых пределов: оставаясь верным классической основе, он создал современный, интеллектуальный, психологический, драматический балет.
У Бориса Эйфмана до сих пор репутация новатора — хотя он уже 35 лет руководит своим собственным театром и создал 45 балетов.

Сайт театра балета Бориса Эйфмана:
http://www.eifmanballet.ru/

«Роден»
Музыка: Морис Равель, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне
Автор декораций: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Ольга Шаишмелашвили
Художники по свету: Глеб Фильштинский и Борис Эйфман
Тель-Авивский центр сценических искусств:
10 июля, среда, 20:00
11 июля, четверг, 20:00
12 июля, пятница, 13:00
13 июля, суббота , 17:00 и 21.00
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=683&ArticleID=2481

«Анна Каренина»
Хореография и концепции: Борис Эйфман
Музыка: Петр Ильич Чайковский
Автор декораций: Зиновий Марголин
Костюмы: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Глеб Фильштинский
Герцлийский центр сценических искусств:
6 июля, суббота, 21:00
7 июля, воскресенье,21:00
8 июля, понедельник,21:00
10 июля, вторник, 21:00
http://www.hoh-herzliya.co.il/Show.asp?PiD=0.3&id=17