«Черные лебеди» Гарлема

В конце мая всего на 4 представления в Израиль вновь приедет с гастролями «Театр танца Гарлема» с программой из четырех одноактных балетов – «Глория» «домашнего» хореографа труппы Роберта Гарланда на музыку мессы «Глория» Франсиса Пуленка, с постановкой «Return» того же Роберта Гарланда на песни Аретты Франклин и Джеймса Брауна, со знаменитым балетом «Агон» Баланчина на музыку Стравинского и c «Contested space» Дональда Бёрда на музыку Амона Тувина.

«Театр танца Гарлема» – как уже было показано и доказано во время прошлых гастролей этой труппы в Израиле — поражает своей эстетичностью, неисчерпаемостью комбинаций классического и нео-классического танца, своей изысканностью и сублимацией энергии творчества в танце, стилистическим разнообразием и превосходной техникой танцоров. Основной идеей театра был и остался девиз «Сотворить чудо на сцене». Вторая идея этого театра – развитие хореографических принципов Баланчина.

«Театр танца Гарлема» был создан еще в 1968-м году ведущим танцовщиком «Нью-Йорк Сити Балле» Артуром Митчеллом — единственным в то время чернокожим солистом этой труппы, в знак протеста против убийства Мартина Лютера Кинга. Выступать «Театр танца Гарлема» начал в 1971-м году.
Стремясь доказать, что танцовщики афро-американского происхождения являются неотъемлемой частью мира балета, Митчелл включил в репертуар своего театра такие балеты, как «Жизель», «Лебединое озеро», постановки Баланчина, «Шехеразаду» Фокина, а также работы многих хореографов-афроамериканцев.

Артур Митчелл стал солистом труппы Баланчина «Нью-Йорк Сити Балле» еще совсем молодым человеком в середине 1950-х, оказавшись первым чернокожим классическим танцовщиков в США и оставаясь премьером этой знаменитой труппы в течение 15 лет, что не могло не отразиться на его творческой индивидуальности. Отсюда его приверженность и к современному и классическому балету. Специально под него Баланчин поставил балет «Агон» Стравинского, который будет показан и в рамках нынешних гастролей в Израиле. Дуэт-дуэль черного мужчины и белой женщины в 1957-м году взорвал Нью-Йорк. А через десять дет — в 1967-м году — правительство США попросило Митчелла помощи в создании Национального Балет Бразилии, где он во время одно из поездок в эту страну узнал в 1968-м году об убийстве Мартина Лютера Кинга. Именно это событие заставило его создать «Театр танца Гарлема» в целях помочь таким образом чернокожему населению Нью-Йорка.
В 1968-м году певица-сопрано Дороти Мейнор пригласила Митчелла поставить танцевальную программу в ее Гарлемской Школе Искусств. В 1968 году в течение первого лета танцевальной программы в ней участвовало 30 студентов. Артур Митчелл оставлял двери классов открытыми — чтобы прохожие могли заглянуть в классы и увидеть, что такое классический балет. Уже через несколько месяцев количество студентов превысило 400 человек. Митчелл на свои средства и с помощью Линкольна Керстина и Джорджа Баланчина перестроил помещения гаражей, и основал свою собственную школу танца – «Театр Танца Гарлема», в стенах которого выросла первая «черная» классическая балетная труппа.

В 1974-м году, после двух европейских турне и трех туров по США у труппы прошел первый полный сезон в Нью-Йорке. «Театр Танца Гарлема» начал выступал в Ковент-Гарден, в Метрополитен-Опера и в Центре Линкольна. Постановка «Креолка Жизель» 1984 года стала первым американским балетом, удостоенной награды Лоуренса Оливье. Сам же Артур Митчелл — лауреат премии Макартура «Гений» и множества других престижных наград. В 1995-м году он получил Национальную медаль искусства — высшую награду президента США работникам культуры. В 1999-м году был введен в Зал славы Национального музея танца, учрежденного Корнелием Вандербильдтом

«Мне повезло, — говорит Артур Митчелл, — потому что мне выпал шанс работать с двумя гениями 20 века – Джорджем Баланчиным и Игорем Стравинским. Они были гениальными и при этом совсем не эгоистичными. Они были настроены на то, чтобы отдавать людям. Они могли быть требовательными, потому что знали, чего хотят и умели добиваться этого. Но если они чувствовали твое стремление учиться, они готовы были тебе все отдать. Я всегда говорил, что хочу быть таким же, как Баланчин. Он был терпеливым, очень спокойным и, разумеется, гениальным. Баланчин мог одновременно ставить 4-5 балетов. Для него очень многое значила духовность. Он так и говорил: «Вся моя жизнь, все, что я делаю, объясняется тем, что мной руководит кто-то свыше, кто-то не из этого мира». Баланчин очень любил скорость в балете. И был только один человек, который любил ее еще больше. Его звали Игорь Стравинский. Мне довелось танцевать в его балете, когда за дирижерским пультом стоял он сам. Это было очень быстро. Когда я основал свой театр, Баланчин отдал нам бесплатно все свои балеты и костюмы из его постановок. Баланчин стал его первым вице-президентом и представлял театр в течение всей своей жизни. Мои кумиры в балете — это Чабукиани и Дудинская. И Баланчин…»

«Театр танца Гарлема»
Тель-Авив, Центр сценических искусств – «Бейт ха-Опера»
Четверг, 30 мая, 20.00
Пятница, 31 мая, в 13:00 и в 21:30
Суббота, 1 июня, в 21:00

http://www.dancetheatreofharlem.org/
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=683&ArticleID=2480