Топ лучших детективов последнего десятилетия

Жанр детективного кино возник практически одновременно с самим кинематографом и эволюционировал вместе с желанием режиссёров создавать интереснейшие сочетания стилей с преобладающей криминальной тематикой. Попадаются среди них настоящие жемчужины.

По этой подборке можно отследить, как менялось детективное кино в течение последнего десятилетия, выходя за собственные рамки и сочетаясь с другими жанрами: комедией, триллером, драмой, мелодрамой.
Лучшие детективы последнего десятилетия

Поскольку это список европейских фильмов, то не последним фактором в его составлении было желание охватить наибольшую географию. То есть собрать не только широко известные киноленты из Франции, Германии, Италии, но и менее разрекламированные картины из Нидерландов, Венгрии, Польши, Боснии и Герцеговины. Получилась чрезвычайно разнообразная подборка в эстетическом плане.

Здесь вы найдёте артхаусное кино, натуралистические фильмы, жестокие тюремные картины, классические детективные истории и кино с элементами гротеска. Связывает их одно – в каждом есть криминальная составляющая.

Мистериум. Тьма в бутылке / Flaskepost fra P (2016)

2

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7

Скандинавский детективный фильм режиссёра Ганса Петтера Моланда о том, как на морском побережье находят бутылку с посланием, в котором просят о помощи. Находку передают в полицейский отдел Копенгагена, который занимается раскрытием давних преступлений. Детективы Карл Мёрк и Асад определяют, что письмо написал ребёнок, поиски которого приводят их в закрытую религиозную общину, где много лет назад пропали дети. Детективы выясняют, что случай не единичен. Недавно произошло ещё одно похищение, о котором не сообщают запуганные родители. У детективов мало времени, чтобы остановить фанатичного убийцу и спасти пострадавших.

Классическая криминальная история, сделанная в лучших канонах жанра, но от этого не менее затягивающая. А Николай Ли Кос и Фарес Фарес – один из лучших полицейских дуэтов последних лет.

Прости нас, господи / Que Dios nos perdone (2016)

3

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7,2

2011 год. Папа Римский Бенедикт XVI приезжает в Мадрид. Тем временем в городе орудует убийца и насильник пожилых женщин. Полицейские инспекторы Альфаро и Веларде получают задание найти преступника. Они должны сделать это как можно быстрее и незаметнее, но в условиях повышенного давления со стороны начальства и ограниченности во времени инспекторы приходят к страшному выводу: может быть, никто из них не отличается от серийного убийцы?

Этот фильм испанского режиссёра Родриго Сорогойена – отличная криминальная история, углублённая описанием состояния общества. Операторская работа – от съёмки с рук до почти статичных кадров – отлично передаёт атмосферу духоты и невыносимо жаркого лета, в котором разворачивается история.

Перестрелка / Free Fire (2016)

4

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 6,5

Конец 1970-х. На заброшенном складе в Бостоне проходит деловая сделка: грязные деньги в обмен на незаконное оружие для военизированной группировки ИРА. Собравшиеся переговорщики с обеих сторон никому не доверяют. Все прибывают вооружёнными до зубов. Гангстерский темперамент, зашкаливающий тестостерон, наркотики, стресс и желание перехитрить другую сторону не облегчают проведение сделки.

Неоспоримое достоинство кинолент Бена Уитли – их чёрный юмор. Видимо, режиссёра вдохновили гангстерские фильмы Квентина Тарантино и Гая Ричи, но ему удалось преподнести их лучшие качества на запредельном уровне. Уитли играет с криминальными клише и доводит их почти до фарса, не забывая о художественной стороне. Вышло презабавное зрелище.

Она / Elle (2016)

5

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2

Завораживающий триллер от Пола Верховена, где Изабель Юппер исполнила роль преуспевающей владелицы компании по разработке видеоигр. Её героиня Мишель Леблан подвергается нападению и становится жертвой изнасилования в собственном доме. Но вместо того, чтобы идти в полицию и искать помощь, Мишель реагирует неожиданно. Под воздействием посттравматического стрессового расстройства она вступает в игру кошки-мышки с нападавшим.

Это история о фетишах и сексуальных отклонениях, которые всегда вдохновляли мастера Верховена. Зрителю сложно определить чувства и намерения героини. «Она» – необычный криминальный фильм, привлекающий иронией и особым подходом к сложной тематике.

Виктория / Victoria (2015)

6

Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 7,7

Виктория – молодая женщина, приехавшая в Германию из Мадрида. Выходя из клуба, она встречает четырёх мужчин: Зонне (Фредерик Лау) и его друзей. Коренные берлинцы обещают ей показать неведомый мир немецкой столицы, тот, которого не найти в городских путеводителях. Испанка, очарованная Зонне, соглашается. Но идиллия рушится просьбой оказать опасную услугу таинственному гангстеру.

Восхищает взрывная смесь жанров, которые совместил в этом фильме режиссёр Себастьян Шиппер. Фильм плавно переходит от идиллической истории об иностранке в Берлине к реалистичному гангстерскому кино, а затем и к динамичному боевику. Это особенно удивительно, поскольку лента полностью снята одним непрерывным дублем без склеек. «Виктория» – это незабываемые эстетические впечатления и отличное развлекательное зрелище.

Большой всплеск / A Bigger Splash (2015)

7

Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,4

Легендарная рок-звезда Марианна Лэйн (Тильда Суинтон) сбегает от шума и суеты шоу-бизнеса вместе со своим бойфрендом Полом (Маттиас Шонартс), чтобы провести долгожданный отпуск на острове, примыкающем к солнечной Сицилии. Однако появляются нежданные гости – бывший возлюбленный Марианны Гарри (Рэйф Файнс) и его вызывающе красивая дочь Пенелопа (Дакота Джонсон). Райскую идиллию нарушает сексуальное напряжение.

Фильм представляет собой сочетание комедийно-драматического, криминального и туристического кино, воспевающего красоты южной Италии. Режиссёр Лука Гуаданьино создал эту гремучую смесь, поддерживая в зрителе состояние тревоги, которое прекрасно противопоставляется райским пейзажам.

Шнайдер против Бакса / Schneider vs. Bax (2015)

8

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,8

Наёмный убийца Шнайдер в свой день рождения получает важное задание от босса. Цель – писатель Рамон Бакс, живущий один в доме у озера. Шнайдер принимает заказ, полагая, что вернётся домой до полудня и поможет жене подготовиться к праздничному ужину. Но, казалось бы, простая работа оборачивается чем-то гораздо более сложным.

Режиссёр Алекс ван Вармердам за годы творческой деятельности выработал собственную эстетику, а этот фильм – квинтэссенция его стиля, балансирующая на грани детектива и комедии. «Шнайдер против Бакса» – одна из самых необычных картин в этом списке и, конечно, яркий образец современного нидерландского кино.

Субура / Suburra (2015)

9

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,4

Гангстер, известный в криминальном мире под именем Самурай, хочет превратить тихий городок недалеко от Рима в итальянский Лас-Вегас. Ему покровительствует влиятельный политик Мальгради, любящий наркотики и общество молодых проституток, и поддерживает кардинал Берше. Все члены местной мафии решают принять участие в проекте. Однако конкурирующая банда может угрожать планам Самурая.

Сильная кинолента Стефано Соллимы смело обличает связи между церковью, мафией и политиками в Италии, исследуя темы коррупции, преступности и жажды власти.

Миниатюрный остров / La isla mínima (2014)

10

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,3

Южная Испания, 1980 год. Двух детективов отправляют из Мадрида в небольшой городок, чтобы они, объединив усилия, раскрыли жестокие убийства юных девушек. Хуан и Педро принципиально отличаются друг от друга и придерживаются противоположных взглядов. Но они должны забыть о вражде и обо всём, что их разделяет, чтобы поймать безжалостного убийцу, терроризирующего округу, где царит атмосфера пренебрежительного отношения к женщинам, сформировавшаяся в результате женоненавистнической традиции.

Фильм с большой вероятностью приведёт в восторг поклонников классических криминальных триллеров, ожидающих интересного сюжета с хорошей атмосферой и отменной актёрской игрой. С другой стороны, нельзя не оценить отличные кадры Каталонии, интересный очерк отношений между главными героями и хорошо представленные реалии повседневной жизни в Испании после смерти генерала Франко.

От звонка до звонка / Starred Up (2013)

11

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,4

Кажется, Эрику просто суждено было оказаться в тюрьме. Из-за беспрецедентной агрессии опасного героя переводят из учреждения для несовершеннолетних преступников во взрослую тюрьму, где отбывает пожизненное заключение его отец Нев. Так в условиях лишения свободы у него появляется шанс наладить отношения с родителем. Фильм основан на опыте сценариста Джонатана Эссера, который работал волонтёром-терапевтом в лондонской тюрьме с действительно опасными людьми.

Шотландский режиссёр Дэвид Маккензи известен созданием смелого и жесткого кино. В этой криминальной драме он не фокусируется на сентиментальной истории о возрождении семейных уз. Большее внимание он уделяет особенностям британской тюрьмы, её правящим системам и социальной иерархии, я также ярости героев и их участию в сеансах групповой терапии по борьбе с приступами гнева.

Грязь / Filth (2013)

12

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,1

Это злое кино о плохом полицейском, жизнь которого и есть грязь. В нём воплотилось всё уродство, аморальность и коварство, скрытое в человеческом потенциале.

«Грязь» напоминает фильм «На игле». Обе картины сняты по книгам Ирвина Уэлша. Главный герой – сержант Брюс Робертсон из сыскной полиции Эдинбурга. Брюс хорош в своём деле. Однако он нарциссичный, манипулятивный и попросту порочный тип, зависимый от наркотиков и ведущий беспорядочную половую жизнь. Ему поручают расследование убийства японского студента. Герой всеми силами стремится к карьерному повышению, но запутывается в интригах, которые плетёт против своих коллег, и страдает от галлюцинаций. Исполнитель главной роли Джеймс Макэвой предельно отвратителен. Фильм, конечно, – история дегенерации, но она далека от морализаторства.

Лучшее предложение / The Best Offer (2013)

13

Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 7,8

Вёрджил Олдман – опытный и успешный коллекционер антиквариата. Он ведёт уединённое существование среди роскошных полотен старых мастеров и уверен, что ничто не угрожает его размеренной жизни и скрытым тайнам. Заказ от таинственной молодой женщины положит начало серии событий, которые перевернут упорядоченный мир Вёрджила с ног на голову, а в итоге приведут героя к духовному перерождению.

Виртуозный триллер Джузеппе Торнаторе создаёт клаустрофобную атмосферу, к которой зрителю придётся адаптироваться, следуя за главными героями. Обладатель Оскара Джеффри Раш бесподобно сыграл главного персонажа, показав его незатейливую утончённость и скрытую страсть.

Неблагоприятные кварталы / Ill Manors (2012)

14

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,1

Это фильм, повествующий о судьбе нескольких жителей Лондона, а точнее подпольного Лондона, поскольку герои в основном занимаются продажей наркотиков, проституцией и вооружёнными грабежами. Сюжет построен хорошо, а переплетающиеся истории образуют целостную, логическую картину.

Это режиссёрский дебют рэпера «Plan B» (Бенджамин Пол Баллэнс Дрю). Сюжет имеет мало ответвлений и больше сосредоточен на персонажах, чьё поведение совершенно непредсказуемо. Эти люди способны на безжалостные и жестокие поступки, но также могут проявлять доброту и милосердие. Поэтому их жизнь протекает в постоянном напряжении и неопределённости.

Бычара / Rundskop (2011)

15

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,4

Недобросовестный ветеринар убеждает бельгийского скотовода Джеки Ванмарсениля заключить незаконную сделку с торговцем из Западной Фландрии. Убийство федерального полицейского и неожиданное столкновение Джеки с давней тайной ведут к ряду событий с далеко идущими последствиями.

«Бычара» – криминальная драма о судьбе, дружбе и нарушении закона, о преступлении и наказании, а также о роли маскулинности в современном мире.

Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011)

16

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,8

Фильм о том, как в степях Анатолии искали труп убитого человека. В поисковой группе: сознавшийся убийца, который был слишком пьян и не помнит, где схоронил тело, врач, прокурор, комиссар и полицейские. Зрителю не сообщают, кого, как и почему убили. Да и сама сцена преступления вскоре отступает на задний план. Важней становятся отношения между персонажами, а также их, казалось бы, незначительные замечания и прерванные разговоры.

Фильм разворачивается в виде эссе, построенного из небольших повествований. Режиссёр фильма Нури Бильге Джейлан рассматривает существование как нечто неуловимое и невыразимое, подобное этому утончённому и сильному фильму.

Ловушка / Klopka (2010)

17

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9

Едва справляющиеся с финансовыми проблемами Младен и Мария из Белграда узнают, что их 10-летний сын смертельно болен. Спасти его может лишь лечение в зарубежной клинике, денег на которое у семьи нет. Отчаявшиеся родители публикуют объявление с просьбой о помощи. На него откликается незнакомец и предлагает профинансировать операцию при условии, что Младен убьёт человека. Сначала отвергнув чудовищное предложение, он начинает всерьёз его рассматривать, когда состояние ребёнка ухудшается.

Как далеко может зайти человек в стремлении спасти своих близких? Возможно, тут самое главное – показать причину такого положения дел. Режиссёр Срдан Голубович в «Ловушке» рисует мрачную картину Сербии, страны, которая оказалась экономически и морально опустошённой после падения коммунизма и длительных межэтнических противостояний.

Тишина / Das letzte Schweigen (2010)

18

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7

В июле 1986 года изнасиловали и жестоко убили девочку по имени Пиа. Преступников так и не нашли, но зрителю показывают их лица. История переносится в 2009-ый. Ровно через 23 года бесследно исчезает ещё одна жертва при обстоятельствах, из-за которых полиция предполагает, что убийца вернулся.

В этой криминальной истории режиссёр Баран бо Одар больше внимания уделил портретам людей, вовлечённых и задетых трагическими событиями. Каждый персонаж переживает своё горе по-своему: в смирении, отчаянии или в депрессии. В целом вырисовывается психологический триллер, обличающий уродства, которые уживаются на фоне обычной жизни общества.

Камера 211 / Celda 211 (2009)

19

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,7

Хуан Оливер (Альберто Амман) только что получил работу тюремного охранника и, желая произвести хорошее впечатление, появляется на работе накануне смены, чтобы как следует подготовиться. Но во время обхода тюремных блоков он получает травму и теряет сознание, а, очнувшись, обнаруживает себя в камере 211 среди бунтующих заключённых, которые захватывают тюрьму. Хуан попадает в нестандартную ситуацию и завоёвывает доверие преступного лидера Маламадре.

«Камера 211» – один из лучших тюремных фильмов последних лет, где блестяще показал себя выдающийся испанский актёр Луис Тосар. В ленте показано, что простое разделение на хороших парней и плохих может измениться в одно мгновенье. Интересно наблюдать за этим исследованием человеческой морали и за внутренней трансформацией, происходящей с героем, которому предстоит отличить системную иллюзию от истины.

Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor (2009)

20

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,8

Обвинённый в клевете журналист Микаэль берётся за чрезвычайную задачу. По просьбе владельца промышленной группы он расследует загадочное уголовное дело многолетней давности. Вместе с молодой хакершей Лисбет он погружается в мрачную и кровавую семейную историю, приближаясь к решению смертельной головоломки.

Режиссёр Нильс Арден Оплев взял за основу фильма одноимённый роман Стига Ларссона, ставший одним из самых знаменитых детективных триллеров 21-го века. В этой ленте фильммейкер рисует картину шведской действительности и даёт интересную социальную критику, но в первую очередь он прекрасно отображает замысловато спланированный криминальный сюжет. А Микаэль Нюквист и Нуми Рапас смогли выразить глубину своих персонажей, их странность и отчуждённость. В этом аспекте скандинавский нуар в версии Оплева превосходит более позднюю американскую адаптацию Дэвида Финчера.

Пророк / Un prophète (2009)

21

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9

Молодой араб Малик Эль Джебена, приговорённый к шести годам лишения свободы, не умеет ни читать, ни писать. Семьи у него нет. Прибыв в тюрьму, он попадает под влияние корсиканских бандитов и их главаря Лучиани. Малик завоёвывает доверие босса и тот приказывает ему убить одного из заключённых. Престиж Малика растёт вместе с его навыками.

Режиссёр Жак Одиар умеет удивить зрителя и держать его в напряжении. Насилие всегда отвратительно, а преступление ужасает вне зависимости от мотива, поэтому перенесём внимание на реалистичность картины. «Пророк» – неприукрашенная история о криминальной школе жизни, холодное изображение лишённого сентиментальности преступного мира.

Плохой дом / Dom zly (2009)

22

Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,5

Дождливой ночью Эдвард Шродонь случайно появляется в доме семейной пары Дзябасов. Изначальное недоверие хозяев сменяется традиционным польским гостеприимством. Гость и не подозревает, насколько эта встреча изменит его жизнь. Через несколько лет в тот же дом приезжает следственная группа. Эдвард Шродонь снова стоит в дверях. На этот раз его визит не случаен – он помогает воссоздать загадочные события четырехлетней давности.

В «Плохом доме» режиссёр Войцех Смажовский в первую очередь сознательно фокусируется на интересующей его звериной стороне человеческой жизни. Такой подход порождает у зрителя некоторый диссонанс в восприятии. Фильм одновременно кажется и сюрреалистичным, и натуралистичным.

Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008)

23

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,9

В 2006 году Мартин Макдонах получил премию «Оскар» за короткометражный фильм «Полная обойма (Шестизарядник)» (Six Shooter), которую можно считать прелюдией к полнометражному дебюту режиссёра – «Залечь на дно в Брюгге».

Это чёрная комедия о том, как, запоров задание, двое наёмных убийц, Рэй и Кен (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), по приказу босса по имени Гарри (Рэйф Файнс) должны отсидеться в Брюгге. Кен с интересом погружается в историю и архитектуру старинного бельгийского города, а Рэй мечтает из него убраться.

Это абсолютный шедевр. Сочетание криминальной истории, чёрной комедии и драмы завораживает выдающейся актёрской игрой, сюжетом, остроумными диалогами и размышлениями о человеческом духе, о его принципах, достоинствах и недостатках, о чувстве вины и экзистенциализме.

Реванш / Revanche (2008)

24

Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,6

Алекс работает помощником владельца одного из венских эскорт-агентств и тайно крутит роман с украинской проституткой Тамарой. Оба мечтают начать новую жизнь, но должны сначала раздобыть денег. В деревне по соседству с дедом Алекса живут полицейский Роберт и продавщица Сюзанна, которым для полного счастья не хватает лишь потомства. Судьбы этих людей переплетаются удивительным образом.

Фильм Гётца Шпильмана, сочетая элементы мелодрамы и криминала, напоминает работы Михаэля Ханеке, а героям «Реванша» предстоит столкнуться с беспощадной судьбой.

Груз 200 (2007)

25

Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7,1

Действие фильма происходит в СССР в 1984 году, во время войны в Афганистане. Военные самолёты с цинковыми гробами не обходят стороной даже такие небольшие города, как Ленинск, где живёт героиня фильма Анжелика. Её жених, воюющий в Афганистане, погибает на войне, а местный милиционер Журов решает заполучить девушку. После дискотеки Анжелика исчезает. В тот же вечер на окраине города совершается жестокое убийство. Оба расследования ведёт Журов, пишет cameralabs.org.

«Груз 200» – один из лучших российских фильмов последнего десятилетия. Эта криминальная драма Алексея Балабанова рисует портрет распада, застоя и безразличия. Создатели не оставляют иллюзий об истоках зла. Оно коренится в людях.

Человек из Лондона / A londoni ferfi (2007)

26

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,2

Маллойн – стрелочник железнодорожной станции в порту, ничего не ждущий от жизни. Перспектив нет. Вокруг – серая, безнадёжная реальность. Никто его не замечает. Он живёт с женой и дочерью, но всегда чувствует себя одиноким. Однажды Маллойн становится свидетелем убийства, и его жизнь резко меняется.

Венгерские режиссёры Бела Тарр и Агнеш Храницки через эту криминальную историю делятся своим оригинальным видением бессмысленности существования. Особое удовольствие от фильма получат ценители интересных углов съёмки и прекрасных длинных планов с минимальными склейками, когда медленное движение камеры идеально передаёт господствующую атмосферу.