Обмануть эксперта: шедеврально подделанное искусство

Одна удачная подделка великого шедевра может сделать своего создателя миллионером. Но, если удастся обмануть эксперта… Современные подделки изготавливаются отнюдь не для подтверждения мастерства их автора. Цена вопроса такова, что одна удачная попытка подделки из сотни может разом обогатить ловкача.

Поэтому вместе с развитием методов экспертизы подлинности, которой обязательно подвергаются все стоящие картины, столь же стремительно развиваются и способы, с помощью которых их можно обойти.

Не так давно завершился процесс над арт-дилером Глафирой Розалес, которой удалось продать под видом подлинников 60 фальшивых предметов искусства на общую сумму $30 млн. Теперь Розалес ждет 20 лет тюрьмы, но в течение нескольких лет — с 1994 по 2009 год — ее махинации проходили незамеченными. Картины приобретали крупные нью-йоркские галереи.

Это далеко не первый случай, когда мошенникам удалось обвести вокруг пальца экспертов. Аукционные дома не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, дилеры при желании подделывают сертификаты подлинности и придумывают убедительный провенанс — родословную — картины.

В результате обманываются не только покупатели-новички, но и эксперты, искусствоведы и даже родственники художников. Как правило, сами фальсификаторы — талантливые художники, чьи картины никакого ажиотажа ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах не вызывали. Самые дерзкие подделки предметов искусства — в нашей галерее.

Поллок

Грандиозный скандал разразился в нью-йоркской галерее Knoedler&Company. Галерея, как выяснилось, продавала несколько десятков картин авторства якобы известных пост-модернистов – Ротко, Поллока, де Кунинга. Подделки обнаружились после того, как один из клиентов галереи засомневался, что купленная им за $17 млн картина действительно была нарисована  Джэксоном Поллоком. Покупатели «Ротко» и «де Кунинга» также подали иски к галереи.

Как оказалось, дилер, с которым сотрудничала галерея, Глафира Розалес, заказывала «Ротко», «Поллока» и остальных абстрактных экспрессионистов у китайского художника из нью-йоркского района Квинс. Покупка первой картины обошлась ей в $ 5400 (со временем ценник вырос до $7 тысяч за каждую). В галерее Розалес рассказала, что коллекцию унаследовал ее знакомый. Владелицу галереи Анну Фридман такая туманная формулировка не смутила, потому как в провенансе многих картин дилеры указывают лишь: «Из частной коллекции».

В конечном счете 17 сентября 2013 года Розалес приговорили к 20-летнему тюремному заключению.

Стоимость покупки: $17 млн 

«Христос в Эммаусе»

Голландский художник Хан ван Меегерен, родившийся в конце XIX  века, прославился работой над фальшивками в стиле Яна Вермеера. Богатство ему принесла картина «Христос в Эммаусе». Вермеер такую картину никогда не рисовал, но холст с похожим названием — «Ужин в Эммаусе» — действительно существует, но принадлежит кисти Микеланджело Караваджо и висит в Национальной галерее в Лондоне.

Свою работу Меегерен, работавший арт-дилером, в 1937 году продал под видом холста Вермеера. Галерея в Роттердаме приобрела ее за 520 тысяч гульденов (сегодняшние $6 млн).

После этой сделки художник купил дом в Ницце, где нарисовал еще несколько картин в стиле Вермеера, одну из которых – «Христос и грешница» — потом продал соратнику Гитлера Герману Герингу. После окончания Второй мировой войны полицейские принесли картину домой Меегерену с тем, чтобы арт-дилер помог вернуть работу.

Меегерен отказался говорить, у кого он «купил» «Вермеера», за что был обвинен в измене. Художнику грозил пожизненный срок. В суде Меегерен признался в том, что рисовал подделки, но ему не верили, даже когда он возмущался: «Да как вы могли предположить, что я продал Герингу настоящего Вермеера! Я продал ему подделку!», ведь в свое время критики единогласно признали авторство Вермеера.

Чтобы доказать свое мастерство Меегерен нарисовал еще одного «Вермеера» и был приговорен к одному году тюрьмы.

Стоимость покупки: $6 млн

«Одалиска», Борис Кустодиев

Продажа картины «Одалиска», выставленной на аукционе Christie’s в 2005 году как работа Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома (вместе с Sotheby’s на него приходится большая часть всех аукционных торгов мирового рынка).

Картину за $2,9 млн (рекордная цена для Кустодиева) купил Виктор Вексельберг. Аукционный дом, по всем правилам, выдал покупателю гарантию на 5 лет. Однако уже через некоторое время после покупки специалисты фонда Aurora Fine Art (чьим основным владельцем является Вексельберг) заявили, что сомневаются в подлинности картины. Ведущие российские специалисты сказали, что автором картины был не Кустодиев, а другой художник, который рисовал в стиле русского художника, при чем копировал элементы его других картин.

Обычно аукционные дома стараются решить подобные ситуации быстро и без публичной огласки, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу расторгнуть сделку и вернуть деньги.

Стоимость покупки: $2,9 млн

«Пейзаж с ручьем», Иван Шишкин

В 2004 году аукционный дом Sotheby’s выставил на торги, проходившие в рамках «Русской недели», картину Шишкина «Пейзаж с ручьем» с эстимейтом в 700 тысяч фунтов стерлингов ($1,1 млн). Однако незадолго до проведения аукциона, британская газета Guardian опубликовала статью, в которой продемонстрировала, что пейзаж очень похож на картину малоизвестного голландского художника Мариуса Куккука. Отличались картины только тем, что на картине голландца есть люди, а на пейзаже «Шишкина» их нет, хотя в углу картины стояла подпись художника.

В Sotheby’s уверяли, что подпись Шишкина была проверена на подлинность, а схожесть картин может объясняться тем, что она была написана в тот период, когда русский художник находился под влиянием дюссельдорфской школы живописи.

Эстимейт Sotheby’s оказался в 140 раз выше того, по которому выставлял картину Куккука аукционный дом Bukowskis в Стокгольме годом раньше. В статье Guardian одна из сотрудниц дома рассказала, что картина была продана за $64 тысячи, что немало удивило ее и коллег.

Стоимость покупки: $1,1 млн 

«Лес», Макс Эрнст

Немец Вольфган Белтраччи нарисовал первую подделку в 1965 году, когда ему было 14 лет. Это был Пикассо «голубого периода». Однако основной его «специализацией» стали немецкие художники, среди которых чаще всего встречались работы, сделанные под экспрессиониста Генриха Кампендонка. На них Белтраччи и его жена Элен заработали первый капитал, а затем переключились на более «дорогие» имена – Фернана Лежера, Жоржа Брака и Макса Эрнста.

Супруги придумали историю о том, что Элен Белтраччи унаследовала коллекцию картин этих художников от своего деда, которому картины, в свою очередь, продал почти даром известный еврейский коллекционер Альфред Флехтайм (вскоре после этого к власти в Германии пришли фашисты, и Флехтайм сбежал во Францию).

В начале 2000-х Белтраччи нарисовал «Эрнста», в подлинности которого не усомнился даже Вернес Спайс, бывший директор Центра Помпиду в Париже, считающийся одним из главных специалистов по Максу Эрнсту. А вдова художника, увидев работу «Лес», сказала, что это лучшее, что когда-либо создавал Эрнст. В результате «Лес» был продан швейцарской фирме за $2,3 млн, а спустя какое-то время картина оказалась у известного коллекционера сюрреалистов – французского издателя Даниэля Филипаччи, который заплатил за нее $7 млн.

После этого удача стала изменять Белтраччи. Один из старейших аукционных домов – немецкий Lempertz – продал картину Кампедонка мальтийскому фонду, который усомнился в подлинности работы и начал проводить экспертизу. В результате обман всплыл на поверхность. Суд приговорил Вольфгана Белтраччи к 6 годам тюрьмы, а его жену – к 4.

Cтоимость покупки: $7 млн 

Скульптуры Альберто Джакометти

Свои первые фальшивки он сделал в 80-х годах. Тогда Драйссен познакомился с крупными авторитетами черного арт-рынка. Среди его первых покупателей, например, был Майкл Ван Райн, один из самых успешных дилеров на нелегальном рынке искусств.

В конце 90-х стал Драйссен начал копировать стиль Джакометти. Этот скульптор за свою жизни создал не так много работ, следы многих потерялись. Поэтому была придумана историю о том, что брат Джакометти, Диего, по ночам делал копии со скульптур и прятал их в кладовке. Копии расходились по миру за миллионы евро, пока посредник Драйссена не был арестован, а сам скульптор не бежал в Таиланд. Его работы были обнаружены и переправлены.

Сам же Драйссен в интервью немецкому журналу Der Spiegel сказал, что ни о чем не жалеет, а что люди, которые готовы платить десятки тысяч евро за настоящего Джакометти, заслуживают того, чтобы их обманули. Самая дорогая работа Альберто Джакометти, кстати, была продана на аукционе Sotheby’s в 2010 году за $104 млн.

Голландский художник Роберт Драйссен, один из самых известных фальсификаторов, специализировался на подделках работ швейцарского скульптора с мировым именем Альберто Джакометти. Изначально Драйссен, как и многие его «коллеги», не собирался зарабатывать на подделках, но его авторские картины спросом не пользовались. Тогда Драйссен обратился к подделке скульптур.

«Сиреневая скатерть», Марк Шагал

Одна из самых дерзких схем по продаже подделок принадлежит американскому арт-дилеру иранского происхождения Эли Сахаю. Он продавал и оригинал, и подделку, написанную с оригинала. При этом подделка, как правило, сопровождалась сертификатом, который арт-дилер получал при покупке оригинала.

Например, картину Марка Шагала «Сиреневая скатерть», Сахай купил в 1990 году на аукционе Christie’s за $312 тысяч. Копию с этой работы он затем продал японскому коллекционеру более, чем за $500 тысяч, а оригинал перепродал на том же Christie’s через восемь лет за $626 тысяч.

На деятельность Сахая обратило внимание ФБР после того, как в 2000 году два главных аукционных дома Christie’s и Sotheby’s одновременно выставили на торги две одинаковые картины – «Ваза с лилиями» Поля Гогена. Подделку намеревался продать ни о чем не подозревающий японский коллекционер, который совсем недавно приобрел картину у Сахая. А сам Сахай решил продать уже настоящего Гогена через конкурирующую организацию.

Большинство подделок Эли Сахай продавал в Азии, а оригиналы уходили с молотков аукционных домов в Лондоне или Нью-Йорке. Японские коллекционеры не всегда сами могли отличить истинного Шагала от подделки, а приглашать эксперта из Европы имело смысл, когда на кону стояла картина с ценником от миллиона долларов, а Сахай столь дорогими картинами не торговал.

Стоимость покупки: $500 тысяч 

«Буксир и баржа в Самоа», Поль Синьяк

Несмотря на то, что деятельность Ланди ФБР раскрыло еще в 2008 году, никаких обвинений ему выдвинуто не было, так как свои картины он не продавал, а дарил музеям. Но строго говоря, финансовый урон музеи (а их оказалось не меньше 30) все-таки понесли – в первую очередь, тратя сейчас деньги на проверку работ, которые Ланди принес им в дар.

Зачастую представляясь вымышленным именем и действуя от имени религиозной общины, Ланди дарил поддельную картину, якобы в память о родственнике, который имел отношение к музею или его дирекции. Однажды он посетил директора музея университета Хиллиард в городе Лафайетт, штат Луизиана, и подарил ему картину американского художника Чарльза Каррена. Эксперт, проверяя картину, обнаружил, что маслом рисовали не по холсту, а по отпечатанной репродукции картины, отмечает Forbes.

Ввиду того, что экспертное сообщество – тесный круг людей, которые хорошо знают друг друга, вскоре выяснилось, что незадолго до прокола с «Карреном», Марк Ланди пожертвовал музею Оклахомы «Поля Синьяка» (подлинник работы висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге). При чем такого же «Синьяка» в то же время он подарил и музею в Джорджии. Везде под маслом проступали пиксели отпечатанной репродукции.

После обнаружения подделки картин далеко не всегда уничтожаются. На западе существует практика передачи таких картин в художественные или исторические университеты, чтобы на примере удачных или неудачных фальшивок обучать студентов. В последнее время все более популярными становятся выставки подделок, которые организуют подобные университеты. Одна из самых популярных прошла в штате Огайо в 2012 году. На ней показали «Пикассо», «Синьяка», «Каррена» кисти Марка Ланди, который нарисовал за свою жизнь не меньше 60 подделок.

«Модильяни» от Эльмира де Хори

Обман раскрылся после того, как в 1960-х годах техасский нефтяной магнат Алгур Медауз купил большую коллекцию картин — «Модильяни», «Пикассо», «Матисс» и других — у арт-дилера Фернана Легро, который сотрудничал с де Хори. После того, как Медауз подал в суд, де Хори предпочел остаться в Испании. Там он продолжил рисовать, но уже подписывался своим именем.

В 1980-х годах, уже после смерти художника, крупные аукционные дома – Sotheby’s и Christie’s стали продавать его работы под его же именем – цена начиналась от нескольких сотен фунтов и доходила до нескольких тысяч. Однако в начале 1990-х эксперты обратили внимание на то, что качество работ не всегда было одинаково хорошим, и заподозрили, что самого де Хори тоже кто-то подделывает. Торги работами художника решили прекратить.

Об Эльмире де Хори пишут книги и снимают кино. За свою жизнь он создал тысячи подделок самых известных и дорогих художников – от импрессионистов до модернистов. Чтобы убедить в истинном происхождении картин, де Хори покупал старые каталоги с картиной нужного художника, затем аккуратно вырезал ее оттуда, рисовал своего «Матисса» или «Пикассо», фотографировал картину и вставлял иллюстрацию обратно в каталог. У покупателя в таком случае не оставалось никакого сомнения, что перед ним оригинал.

«Дега» от Тома Китинга

Сам он считал себя последователем Эдгара Дега. Он говорил, что знаменитый художник был учителем учителя его раннего учителя. Затем, правда, Китинг утверждал, что в нем проснулся Эль Греко. Всего за свою жизнь он нарисовал около двух тысяч картин, которые сейчас продаются на аукционах под именем Китинга. В 1980-х, когда обман художника раскрыли, никто не интересовался ими, но спустя десять лет картины Тома Китинга продавались за тысячи фунтов и, по мнению экспертов, в будущем будут только дорожать.

Британец Том Китинг, как и многие другие художники, рисовавшие подделки, не собирался зарабатывать на жизнь столь неприглядным способом. Однако художника по фамилии Китинг покупать не хотели. Первую подделку он нарисовал, когда работал реставратором – это была работа в стиле британского художника Фрэнка Мосса Бэннета. Напарник Китинга отнес картину, не спросив разрешения у художника, в соседнюю галерею, где ее случайно обнаружил сам Китинг по пути на работу.