100 лет назад родился «идеальный буржуа» и король комедии Луи де Фюнес

31 июля исполняется 100 лет со дня рождения актера фантастической энергии, короля французской комедии Луи де Фюнеса, который для целого поколения зрителей стал одним из символов Франции.

Неуемного француза обожали и советские киноманы – тем более, что дублировал де Фюнеса не менее гениальный в своем роде Владимир Кенигсон. Говорят, когда сам Луи де Фюнес увидел свой фильм с его дубляжом, воскликнул: «Не знал, что я такой хороший актер!», пишут «Новости культуры».

«Актер, как музыкант, должен играть каждый день. Кино и театр – наши гаммы, публика – неиссякаемый источник энергии», – говорил о своей профессии Луи де Фюнес. «Фю-фю», как называли его зрители, был символом французской комедии. Смешил не только с экрана. Как-то повесил на своей двери табличку: «Торгую весельем с 9.00 до 18.00». Желающих собралось немало.

«Я слишком долго ждал в приемной его величества Успеха, звонил у дверей, пока меня не впустили», – как-то посетовал актер. К славе его привел плутоватый браконьер Блеро. Первую крупную роль де Фюнес исполнил в комедии «Не пойман – не вор», когда ему было уже за 40.

«До фильма «Не пойман – не вор» он снялся почти в 70 картинах в эпизодах, – рассказывает президент Гильдии кинокритиков и киноведов Андрей Шемякин. – Он не сразу нашел свою маску, к тому же долгое время казалось, что это не маска, а характер. Михаил Ямпольский очень точно нашел предшественников – это итальянская маска злого старика Панталоне и, во-вторых, это король Убю Альфреда Жарри – заведомо омерзительный персонаж, который выходит в дамки».

Маленького роста, лысоватый, с неподражаемой мимикой, де Фюнес создал целую галерею комедийных образов в фильмах «Разиня», «Большая прогулка», «Оскар», трилогии о Фантомасе. Ходили слухи, что на съемках последней его таланту завидовал сам Жан Маре. В 68-м Луи де Фюнеса признали лучшим актером Франции, а в 73-м – вручили высшую награду – Орден Почетного Легиона.

Сниматься де Фюнес предпочитал с постоянным составом актеров, режиссеров, операторов. Любимый режиссер – Жан Жиро – создатель многосерийного фильма о жандарме Крюшо. Любимый партнер – Бурвиль. Де Фюнес не раз выходил на площадку и со своим сыном – Оливье.

В 80-м де Фюнес впервые оказывается по обе стороны камеры, снимает как режиссер фильм «Скупой» по пьесе Мольера «Тартюф». Идею обдумывал с 50-х годов, когда ему предложили сыграть Гарпагона в одном из французских театров. Не скрывал, что лепил героя с себя, актер считал, что он классический мизантроп.

«Он был идеальным буржуа, – отмечает киновед Кирилл Разлогов, – он высмеивал буржуа, потому что даже в условиях рыночной экономики буржуа редко бывают героем, а чаще всего бывает объектом осмеяния, как и у Мольера, которого он очень любил. Это было такой лакмусовой бумажкой, и это делало его популярность, так как в зале были люди из той же среды, которую он осмеивал».

В последние годы Луи де Фюнес мало снимался – сдавало сердце. Актер поселился в замке Шато де Клермон на берегу Луары, который когда-то принадлежал семейству Мопассанов. Ловил форель, выращивал розы. Незадолго до смерти сказал жене: «Моей самой удачной шуткой станут мои похороны. Я должен сыграть так, чтобы все хохотали не переставая».